Настоящее и будущее Арктики: в Санкт-Петербурге начал работу международный форум

V Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» 7 декабря начал свою работу в новом выставочном комплексе Экспофорум Санкт-Петербурга, в котором принимает участие делегация Якутии во главе с первым зампредом правительства республики Петром Алексеевым.

311

В главном арктическом событии года принимают участие более 1300 делегатов из России и зарубежных стран. Им предстоит подвести итоги деятельности в сфере развития Арктической зоны РФ и найти ответы на вызовы времени.

В работе форума принимает участие делегация Республики Саха (Якутия) во главе с первым зам. председателя правительства РС(Я) Петра Алексеева. Член Совета Федерации Вячеслав Штыров, министр связи РС(Я) Александр Борисов, депутаты Госсобрания (Ил Тумэн) Владимир Прокопьев,Елена Голомарева, Александр Корякин, представители Академии наук РС(Я) и институтов, и руководители предприятий Якутии: ЛОРПа, Сахаэнерго, авиакомпании «Полярные авиалинии» и другие, многие из которых выступили с докладами на форуме.

Первый день работы форума открыло пленарное заседание «Российская Арктика – территория возможностей», на котором выступили представители органов власти РФ, лидеры научных, деловых и общественных кругов.

«Сегодня Арктика является объектом пристального внимания государства, и на нее возлагаются большие надежды. Чтобы они оправдались, необходимо много работать и действовать сообща», — заявил в своем обращении к участникам форума президент МОО «Ассоциация полярников», специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров. Он также подчеркнул, что Петербург, уже в пятый раз принимающий форум, по-прежнему остается главным местом встречи для тех, кто способствует укреплению позиций Арктического региона.

Заместитель председателя правительства РФ, глава государственной комиссии по вопросам развития Арктики РФ Дмитрий Рогозин отметил: несмотря на то, что Арктика находится в зоне интересов практически всех стран мира, в то же время она является и зоной сотрудничества.

По его словам, в числе приоритетных задач, связанных с развитием Арктики, — кадровый вопрос, а именно люди, которым необходимо обеспечить комфортную жизнь, безопасность, освоение богатых природных запасов и транспортная доступность, в первую очередь, Северный морской путь, развитие которого он связывает с государственно-частным партнерством. Дмитрий Рогозин рассказал, что интерес к этому проекту уже проявила китайская сторона? и он надеется, что скоро «Севморпуть» скоро наполнится реальным содержанием и станет «холодным шелковым путем».

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин передал приветствие губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко участникам форума, в котором тот отметил, что наш город по праву носит звание одного из крупнейших центров полярных исследований и арктического судостроения. А представители петербургского арктического кластера вносят большой вклад в освоение арктического региона.

По мнению Игоря Албина, именно Петербург с его мощнейшим научно-техническим потенциалом может стать может стать основой, ядром создаваемой в нашей стране арктической организации.

Затем состоялся обход выставки, на которой представлены регионы арктической зоны РФ. Представлена единая региональная экспозиция, которая наглядно демонстрирует, как регион реализует государственную политику в Арктике. Участники форума ознакомились с развитием арктической информационно-телекоммуникационной среды и технологий, узнали о современных инновационных технологиях производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки в условиях Арктики. Помимо выставочных элементов и экспонатов, представлена печатная, визуальная и мультимедийная информация о реализации инфраструктурных топливно-энергетических проектов в области освоения ресурсов Арктики и шельфовой зоны и о реализации комплексного плана развития Северного морского пути.

Заместитель председателя правительства РФ, глава государственной комиссии по вопросам развития Арктики РФ Дмитрий Рогозин и президент МОО «Ассоциация полярников», специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров осмотрели выставку и задержались у стенда Республики Саха (Якутия), где помимо разнообразной «палитры» изделий из мамонтовой кости известного мастера Мамонтова, ювелирных украшений компаний Якутии, меховой продукции Сахабулт – «настоящего» Арктики, было представлено и юное «будущее» российской Арктики в лице якутской молодежи и детей в национальных одеждах. С двумя молодыми якутянами Дмитрий Рагозин и Артур Чилингаров с удовольствием позировали перед камерами различных каналов и сми. В завершении осмотра якутской экспозиции маленький Артурка Константинов протянул на память «паспорт республики» тезке Артуру Чилингарову.

В тот же день на совместном заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и Морской коллегии при Правительстве РФ в центре внимание оказалось развитие транспортной инфраструктуры, в котором приняли участие Член Совета Федерации Вячеслав Штыров и первый вице-премьер правительства Республики Саха (Якутия) Петр Алексеев.

Как подчеркнул вице-премьер Дмитрий Рогозин, важность развития транспортной составляющей определяется исключительным богатством шельфовой зоны и Арктики в целом. Из 67 действующих морских портов России в Арктической зоне расположены 18, все они объединены в единую транспортную магистраль. Возрастает экономическое значение Северного морского пути.

Однако без серьезной модернизации морской портовой инфраструктуры ставку на повышение конкурентоспособности Севморпути делать не приходится, подчеркнул Дмитрий Рогозин. Приоритет будет отдан инвестиционным проектам, основанным на принципах государственно-частного партнерства.

Член Совета Федерации Вячеслав Штыров внес предложение в резолюцию совместного заседания о необходимости консолидированного заказа на авиационную технику от регионов России. Петр Алексеев также выступил с предложением по развитию порта Тикси. Многие представители Якутии выступили на секциях Арктического форума по различным проблемным направлениям развития арктических территорий, начиная от здравоохранения и до решения вопросов транспортной доступности на Севере.

По завершению пленарного заседания 7 декабря состоялись рабочие сессии по разным направлениям: «Инфраструктура Арктической зоны: особенности строительства и модернизации», «Воздушный транспорт Арктики: перспективы и развитие», «Информационные системы и телекоммуникации», «Наука и высшая школа», «Духовное, культурное и природное наследие», «Инновационный лифт для Арктики».

Во второй половине первого дня работали панельные сессии «Рациональное природопользование и экологическая ответственность в Арктической зоне Российской Федерации», «Подготовка кадров и обеспечение Арктической зоны РФ трудовыми ресурсами», «Развитие туризма и культурное наследие Арктики», «Совершенствование медицины и здравоохранения в российской Арктике», «Формирование единого информационного пространства в Арктической зоне РФ», «Обеспечение российской Арктики современными технологиями», «ТЭК в Арктике: перспективы развития», «Комплексная безопасность населения Арктической зоны РФ».

Также обсуждались проблемы изменения климата и его последствия для Арктики, вопросы устойчивого развития коренных народов Арктики и комплексного развитие транспортной системы Арктической зоны Российской Федерации. Общественная комиссия АСПОЛ проведёт открытое заседание по направлению «Экология».

Форум продлится до 9 декабря.