«Сахамедиа» проводит редакционный эксперимент в рамках проекта «Гектар». Известный якутский блогер Алексей Басылаев решил оформить участок земли и описывает свой опыт. Главный редактор «Якутии» Виталий Андрианов в этом ему помогает и тоже делится наблюдениями.
Позавчера сходил на фильм «Гектар» от студии «Детсат». Картина очень понравилась. Я всегда говорил, что комедии «Детсат» — это очень жесткий, черный юмор. И персонажи, над которыми мы смеемся, — это мы сами. Глупые, хвастливые, не в меру наглые, сумасшедшие и так далее. Фильм, по словам руководителя якутской киносети Петра Чиряева, в прокате имеет ошеломительный успех, наверное, он станет самым кассовым за всю историю якутского кино, потому что за последние пару лет открылось около десятка кинотеатров в улусах с цивилизованной продажей билетов, авторскими отчислениями.
Но я отвлекся. Комедия делается ради смеха и денег, однако есть в этом фильме и очень важная мысль, которая мягко внедряется в сознание зрителя, — земля стоит денег, земля — это ценность, земля — это очень важно.
И главное значение всего проекта «дальневосточный гектар», на мой взгляд, заключается в том, чтобы мы перестали относиться к земле как к чему-то бесплатному. Надо оформлять участки юридически, подводить дороги, следить, чтобы покосы не заросли кустарником.
В Якутии более 3 миллионов квадратных километров земли. Это 300 миллионов гектаров, и даже если каждый из 150 миллионов россиян возьмет по гектару, то еще 150 миллионов останется. Когда я стал искать гектар для себя, выяснилось, что хоть земли у нас достаточно, но очень много ограничений. Рядом с населенными пунктами нельзя, рядом с рекой нельзя, вокруг озер есть природоохранная зона и так далее. Получается, земли в Якутии мало! Поэтому такая низкая плотность населения. На юге на одном гектаре десятки людей могут прокормиться, а у нас и на квадратном километре не проживешь.
Немножко расскажу о своей идее. Я хочу создать некую охотничью избушку 21 века. То есть совершенно автономный объект вдали от цивилизации, куда человек может приехать, чтобы побыть наедине с природой. Но не для охоты, а просто пожить, подышать свежим воздухом, пообщаться с хорошими людьми. В СССР существовали так называемые «Дома творчества» для художников, композиторов, писателей. Вот в них была такая легкая атмосфера. Мой отец — художник Эдуард Васильев — многие свои крупные произведения написал в таком доме творчества, летал туда почти каждый год, жил там месяцами. Мой дед — писатель Суорун Омоллоон — в каждом из трех своих музеев под открытым небом в Черкехе, Соттинцах и Ытык-Кюеле создавал небольшие дома творчества, куда приезжали гостить художники и писатели.
Поэтому меня генетически тянет на нечто подобное, но проект еще надо дорабатывать. Поэтому решил не спешить с оформлением гектара. Поговорю с местными, с главой наслега, с партнерами… Потом спокойно решим. Но место я присмотрел.
Виталий Андрианов, главный редактор газеты «Якутия»:
Насчет утверждения, что «земли мало», меня обуревают противоречивые чувства, просто когнитивный диссонанс какой-то. Вот в детстве, когда мы собирались на рыбалку или в лес, то далеко можно было не ходить, какие-то пару часов неспешным шагом, и ты уже в глуши. И берег во все стороны пуст, и лес без лишних звуков. Но при этом все поля засеяны, а если не засеяны, то это луга, на которых лошади или коровы пасутся. Как едешь в Кангалассы или Табагу – кругом совхозные угодья. Как целыми школами участвовали в уборке урожая — вообще отдельная песня (кстати, может, оттого и пошел в свое время спад в сельском хозяйстве, что остались аграрии без помощи студентов и школьников).
Теперь же на рыбалку или в лес, если так, чтобы не было людно, как на проспекте, то обязательно надо придумывать транспорт и ехать подальше, да еще и заповедными маршрутами, а то обязательно наткнешься на чей-нибудь табор. И желательно еще и «хвосты» стряхивать, как шпион какой-то, а не то в следующий раз в твоем заповедном месте будет уже совсем не заповедник. Но в то же время возделанной, окультуренной земли стало явно меньше, по крайней мере на глазок. Да и не на глазок, а по логике – ведь охватившие в свое время республику весенние палы, пожары, они часто на заброшенных лугах возникали, заросших травой, пересохшей и вспыхивающей от искры.
Так что, Алексей, это хорошо, что ты не торопишься, все делаешь с расстановкой, с предварительной разведкой. Кроме того, должны уже скоро разобрать свои «деляны» те, кто их давно присмотрел и точно знает, что ему от земли нужно.
Но, мне кажется, тебе надо соблюсти два условия. Во-первых, никому не говори, где конкретно ты присмотрел себе участок. Сам понимаешь, земли мало, а участок под тихий уединенный уголок, и чтобы добраться до него можно было без вертолета, – это ценность. Во-вторых, сильно все-таки не затягивай. Экстремальный туризм в моде, кроме того, подобие Дома творчества вдали от шумных центров цивилизации — это же графоманствующих хипстеров и даже вполне себе серьезных писателей очень даже можно подбить (не бесплатно) купить творческую путевочку для написания очередного шедевра. Этак ведь прощелыга какой ухватится за идею, а они, как мне кажется, скоро уже зашевелятся, с февраля. Путевки в Дом творчества продавать – не землю пахать, идея твоя уникальна и в то же время проста, поэтому беречь ее надо и быстрее реализовывать.
Неделя первая: Решил построить Дом творчества
Неделя вторая: Планирую поехать на место и посмотреть «гектар»