Штрафы за обвес покупателей предложили увеличить

220

За обвешивание и обсчет покупателей в особо крупном размере продавцов могут наказывать штрафами до полумиллиона рублей. Законопроект, предлагающий такие изменения, внесен в Госдуму. Авторы проекта считают, что эти меры усилят защиту потребителей от нарушений интересов.


 

Сейчас в Кодексе об административных правонарушениях предусмотрены штрафы за обман потребителей. В частности обмеривание, обвешивание и обсчет влечет штраф для физлиц от трех до пяти тысяч рублей, для юрлиц — от 20 до 50 тысяч. Введение потребителей в заблуждение относительно свойств и качества товаров или услуг карается штрафом для физлиц до пяти тысяч, для юрлиц — до 50 тысяч.

Депутаты предлагают изменять денежное наказание в зависимости от стоимости, которую потребитель уплатит за товар или услугу. Значительный размер приобретенных товаров — от тысячи до 250 тысяч рублей, крупный — от 250 тысяч до полумиллиона, особо крупный — от полумиллиона рублей. Если потребителя обвесили, обсчитали или обмерили на крупную сумму, штраф для физлица составит до 30 тысяч рублей, для юрлиц — до 200 тысяч. Если имеет место особо крупный размер обмана, то ответственность для юрлиц возрастает до полумиллиона.

Вместе с новеллой об ужесточении штрафов в Госдуму поступил другой законопроект, ужесточающий ответственность за предоставление потребителю неполной информации о товаре. Если продавец дает неполную или недостоверную информацию о товаре или услуге, в качестве компенсации за некачественное обслуживание он должен вернуть не полную ее стоимость, а цену товара, увеличенную в пять раз. «Также потребитель получает безусловное альтернативное право требования компенсации вреда в размере стократной цены, уплаченной за товар, работу (услугу), причинившей вред его жизни, здоровью или имуществу«, — отмечается в пояснении к документу.

По мнению экспертов, штрафы, которые установлены сейчас за обман и обвес в сфере торговли потребительскими товарами, являются вполне достаточными. «Больше всего жалоб сейчас на супермаркеты, — рассказал глава Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. — Проблема в том, что в супермаркетах огромный ассортимент товаров, они попросту не успевают обновлять ценники, из-за этого возникает разница в чеке и заявленной цене товара. Для решения этой проблемы нужно оборудовать магазины аппаратами для сканирования штрихкода, чтобы покупатель мог сам узнать реальную стоимость товара«.

Для уличных и рыночных торговцев повышать штрафы, по мнению эксперта, бесполезно. Там гораздо сложнее отследить обвес.

«Главная проблема для потребителей сейчас обман в банковском обслуживании, — отметил Дмитрий Янин. — Зачастую при заключении страховых или кредитных договоров, организации намеренно включают в них незаконные условия, о которых не предупреждают потребителя. Поэтому в этой сфере услуг стоит повысить контроль и штрафы за намеренный обман«. В малом бизнесе в сфере услуг, по словам эксперта, не может быть таких крупных обвесов.

Помимо этого часто с недостоверной информацией сталкиваются покупатели интернет-магазинов. «В дистанционной торговле проще скрыть какие-то недостатки или несоответствия товаров, поскольку покупатель не может, как в обычном магазине, потрогать, рассмотреть товар и сравнить соответствие этикетки с содержимым коробки, — пояснил эксперт. — Поэтому в этой сфере также не помешает усилить регулирование и увеличить штрафы за обман потребителей«.