От золота до сыроварни
И в самом деле, дальневосточные проекты в ушедшем году «захватили» призовые места в разных номинациях. В разделе «Лучшая площадка для событийного туризма» Гран-при удостоился приморский фольклорный праздник «Веселая сыроварня», а первое место жюри отдало спортивно-туристическому комплексу «Приморское кольцо». Нам достались специальные дипломы в номинации «Лучшая идея для развития событийного туризма»: их получили хабаровский исторический проект «На дальних рубежах» и приморская международная конференция «Традиционное искусство России и стран АТР».
Вторым местом в перечне молодежных событий отмечен сахалинский форум «Острова», а третьим в детских — фестиваль национальных культур «Моя Федерация» (Приморский край). Специальный диплом «За оригинальную идею события» увезли в Магадан за первый Всероссийский фестиваль старательского мастерства. Призовые места — и у праздника-обряда «Кормление духа — хозяина моря» (Сахалинская область), и у дрифт-битвы «Россия — Япония D1 PrimringGrandPrix» (Приморский край). Конечно, не остался без своего законного первого места замечательный праздник Ысыах — якутский Новый год.
Все это значит, что событийный туризм на Дальнем Востоке уже существует. Нам есть что предложить российским и иностранным гостям. Дело, как водится, — за подготовкой инфраструктуры, кадров и за умным менеджментом.
Готовят сани к лету
В Якутии под событийный туризм «затачивают» несколько мероприятий. Наиболее заметные из них — международные спортивные игры «Дети Азии», «Бриллиантовая неделя» (привлекательная в первую очередь для деловых и богатых людей), Ысыах и фестиваль «Зима начинается с Якутии».
Пока наиболее посещаемым остается Ысыах, ежегодно собирающий в Якутске более 150 тысяч человек. И вряд ли в обозримом будущем у него появится достойный конкурент. Для развития туристического бизнеса это событие удобно тем, что смотр культурных, культовых, кулинарных, спортивных и прочих традиций народа саха ежегодно проводится рядом со столицей республики летом. В июне туристы едут в Якутию охотно: летом здесь бывает жарче, чем в Крыму.
Гораздо сложнее, как выяснилось, научиться использовать в туриндустрии то, чего в северной республике больше всего, — холод. Зимой сюда заманишь разве что экстремалов. Но выход из положения нашли. Для этого пришлось изобрести событие, и сейчас оно обрастает инфраструктурой круглогодичного действия.
Пять лет назад был придуман фестиваль «Зима начинается с Якутии», получивший статус всероссийского. Сюжет прост: 1 декабря Дед Мороз приезжает в Якутск за кусочком холода, чтобы потом провезти этот символ зимы по городам и весям. Разумеется, все сопровождается обширной праздничной программой. Задача — не только завлечь туристов на Север в декабрьские морозы. Новый праздник призван создать в мире представление о Якутии как о самом холодном и при этом гостеприимном регионе, способном приятно удивить.
А «розничная продажа» разрекламированного холода будет организована в более теплые дни. Для этого в 30 километрах от Якутска строится туристический комплекс «Северная мозаика». Благодаря вечной мерзлоте любители зимних забав найдут там себе занятия по душе в любое время года.
Фестиваль «Зима начинается с Якутии» при всей его самодостаточности — лишь PR-кампания этого, гораздо более нацеленного на массовый поток туристов проекта. Пока она оценивается как успешная.
— Конкурсы в рамках фестиваля постепенно становятся брендом нашего самого экстремального города, — считает мэр Якутска Айсен Николаев.
По данным минэкономики региона, на создание инфраструктуры «Северной мозаики» потребуется 2,5 миллиарда рублей. Проект включен в федеральную целевую программу развития туризма. Комплекс сможет обслуживать 196 тысяч человек в год.
На событийный туризм как один из аспектов развития внутреннего и въездного власти Приморья ставку сделали давно. Но если проекты как идеи существуют не первый год, то на практике почувствовать их эффект можно лишь сейчас. Так, только за 2015-й в крае провели почти три десятка фестивалей, мастер-классов и культурных мероприятий с участием иностранцев, а также около десяти международных спортивных мероприятий.
В 2016 году одним из самых ярких мероприятий станет «Морской бал», который специально приурочат к проведению очередной международной туристической выставки PITE.
Кстати, от событийного недалеко ушел и деловой туризм, под этот статус вполне подпадает проведение Восточного экономического форума, международного конгресса рыбаков, правового форума стран АТР…
— Поток приезжающих растет стабильно. Многие из них совмещают визит с посещением крупных мероприятий, — говорит руководитель регионального департамента развития туризма Константин Шестаков.
По словам экономистов департамента, вложенный в событийный туризм рубль приносит в экономику региона 30.
— У нас подготовленная инфраструктура. В крае созданы все условия, чтобы принимать иностранных туристов, — считает вице-губернатор Приморья Сергей Нехаев.
Но в то же время здесь еще больше несделанного: туристические объекты не обустроены для комфортного пребывания гостей, не до каждого из них можно доехать по асфальтированной дороге, почти нет сувениров с приморской тематикой и катастрофически мало гостиниц, в частности, высокого класса.
Только начинают
А вот Хабаровский край пока не может похвастаться серьезным увеличением турпотока. Интересных фестивалей здесь придумано немало, однако гости из других регионов, а тем более иностранцы, на них не рвутся.
Представителей хабаровских туроператоров вопрос о событийном туризме поставил в тупик.
— Не припомню каких-либо мероприятий… В прошлом году вроде прошли Дни нанайской культуры… — напрягает память менеджер одной из компаний Дарья Черепанова. — Если приглашать туристов под какое-то событие, нужна насыщенная программа, с различными секторами. Как минимум — это два дня. Сегодня ничего такого нет, власти и бизнес должны общими силами развивать направление.
Неосведомленность коллег по цеху расстроила чиновников.
— Вот видите, какая печальная ситуация. Это говорит о некоторой инфантильности туроператоров, которые должны искать варианты, а не бездействовать. Ну как ничего не знают?! С 2004 года мы размещаем на нашем портале календарь событий, — сетует Людмила Близнюкова, консультант отдела в управлении по туризму минкультуры Хабаровского края.
Да, календарь долго висит и исправно обновляется, но на поток туристов он никак не влияет…
— Мы только начинаем заниматься этим всерьез. Событийный, гастрономический, сельскохозяйственный туризм — в сфере нашего особого внимания. Выстраиваем отношения с муниципалитетами, рестораторами, рассылаем информацию о мероприятиях турфирмам, — говорит Близнюкова.
В 2016 году «заманить» туристов в Хабаровск намерены с помощью «Рыбной недели». Жителей и гостей краевой столицы будут возить по национальным селам и рыбным предприятиям, чтобы те познакомились с традициями приготовления деликатесов, могли их попробовать и купить. «Думаю, что уже с нового года можно будет отслеживать, сколько туристов посетили то или иное событие, — надеется чиновница. — А пока такой статистики нет».
Что касается уже действующих регулярных праздников и фестивалей, то среди районов, их проводящих, выделяется Советско-Гаванский. Любители рыбалки съезжаются сюда на «Серебряную корюшку» и «Праздник первой горбуши», музыканты — на «Золотой Сетуан». Вяземский район гордится «Фестивалем варенья», Амурский — фестивалем творчества коренных малочисленных народов Севера «Аист над Амуром». Финансируют торжества из муниципальных кошельков. Только совсем недавно у местных властей появилась возможность получать субсидии из краевого бюджета, участвуя в соответствующем конкурсе. В этом году Советско-Гаванский и Комсомольский районы выиграли 200 тысяч рублей «на двоих».
Полегче приходится организаторам международного фестиваля военных духовых оркестров «Амурские волны». Траты на него делят между собой правительство края и администрация Хабаровска, на территории которого выступают коллективы.
«Российская газета» — Экономика Дальнего Востока №6872 от 14 января 2016 года