Совет по Арктике и Антарктике выступил в защиту интересов России в районе Шпицбергена

Нужно юридически грамотнее защищать экономические интересы России в водах архипелага Шпицберген, считают члены Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. В Совете Федерации состоялось заседание секции международного сотрудничества Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, который возглавляет сенатор Вячеслав Штыров. Участники мероприятия обсудили международно-правовые возможности защиты экономических прав российских лиц в районе действия Договора о Шпицбергене.

148

В мероприятии приняли участие эксперты МГИМО МИД России, Дипломатической академии МИД России, сотрудники МЧС РФ, ФСБ России, Министерства экономического развития РФ, Минприроды России, Минэнерго России, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Минобороны России, представители Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и предпринимателей, ОАО «РОСНЕФТЬ».

Несмотря на суверенитет Норвегии над архипелагом, все участники договора о Шпицбергене 1920 года (включая Россию) имеют право осуществлять экономическую деятельность и на суше, и в территориальных водах Шпицбергена на одинаковых с норвежцами условиях. По смыслу договора, такая экономическая деятельность включает и рыболовство в районе действия договора, в том числе в «территориальных водах Шпицбергена».

Подчеркнуто отличие этого предусмотренного договором 1920 года юридического понятия от территориальных вод самой Норвегии. Крупнейшими акторами (действующими «игроками») в этом районе и прежде всего на самом архипелаге остаются Норвегия и Россия. Кроме того, обе страны занимаются разработкой угольных месторождений на островах. Также, норвежцы активно развивают туризм, расширяют научные исследования. Показаны последствия вступления в силу российско-норвежского договора о разграничении и сотрудничестве в Баренцевом море и в Северном Ледовитом океане 2010 года, причем не только его несомненно позитивное значение для стабильности российско-норвежских морских границ, но также и критика МИД России в международно-правовой науке.

В ходе дискуссии, было отмечено, что в настоящее время в водах, окружающих Шпицберген, наиболее интенсивный промысел ведут Россия (до 60% вылова), Норвегия, страны-члены ЕС, Исландия, Фарерские острова и Гренландия. Норвегия установила в одностороннем порядке, посредством акта национального законодательства, 200-мильную рыбоохранную зону вокруг островов Шпицберген и продолжает попытки закрепить в международном праве такие законодательные положения. В первую очередь это достигается путем навязывания другим государствам национальных (норвежских) правил рыболовства, а потом констатацией того, что есть «молчаливое согласие» таких государств с норвежскими правилами. И уже в рамках такой правовой среды создается практика постоянных проверок норвежской береговой охраной российских и иных «иностранных» рыболовных судов, создаются иные препятствия ведению экономической деятельности в районе Шпицбергена.

Как отметил в своем выступлении председатель Координационного совета ассоциаций, объединений и предприятий рыбной промышленности Северного бассейна Вячеслав Зиланов, российские поселения за исключением Баренцбурга в основном законсервированы, хотя уже не первый год идут разговоры о планах по расширению отечественного присутствия на архипелаге.

Участники заседания подчеркнули необходимость более грамотной в юридическом плане и результативной работы Госкомрыболовства и МИД России по защите экономических интересов страны, прежде всего в области рыболовства. Если этого не будет сделано, рыболовный флот России может постигнуть печальная участь торгового флота (занимавший шестое место в мире торговый флот СССР, как известно, исчез, уйдя под иностранные флаги). А это – уже не только экономическая потеря для национальных интересов России. По словам Вячеслава Зиланова, до сих пор продолжаются аресты наших судов по обвинению в нарушении различных правил и норм рыболовства. «Хотя наша страна придерживается точки зрения, согласно которой район за пределами территориальных вод Шпицбергена является международными водами, где должны действовать правила рыболовства, разработанные в рамках Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству или Комиссии по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана. Однако на практике соблюдаются норвежские правила рыболовства, да и весь контроль осуществляется береговой охраной Норвегии».

По итогам обсуждения участники заседания подготовили проект рекомендаций Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации в адрес Правительства Российской Федерации, а также заинтересованных министерств и ведомств. В документе предлагается, в частности, рассмотреть предложения по совершенствованию международно-правовой защиты российских интересов в районе Шпицбергена, активизации научной деятельности, развитию туристического потенциала в этом районе, а также по проработке специальных законодательных мер для предотвращения задержаний российских промысловых судов в этом районе в рамках прав России по договору о Шпицбергене, сообщает пресс-служба Совета Федерации.