Туристические стартапы Арктики

В последнее время все большее внимание в туристическом продвижении регионов России уделяется не общему продвижению территорий, а туристическим драйверам, которые и обеспечивают растущий поток гостей.

166

Определение драйверов – отдельная работа, но, как правило, рейтинги популярности могут считаться одним из приемлемых источников. Пока от арктической России в различные туристические рейтинги популярности попали четыре объекта из трех регионов. В топ-10 зоопарков и океанариумов России по версии TripAdvisor вошли Красноярский парк флоры и фауны Роев ручей (№4) и Мурманский океанариум (№10). В топ-25 TripAdvisor лучших малых отелей России — Hilton Garden Inn Krasnoyarsk (№14). Национальный парк «Ленские столбы» с 2013 года регулярно входит в различные списки mustsee достопримечательностей Российской Федерации.

В арктических регионах России расположены четыре природных объекта, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: остров Врангеля (Чукотка), уже упомянутый национальный парк «Ленские столбы» (Якутия), плато Путорана (Красноярский край), культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» (Архангельская область). Именно российская Арктика сохранила для мира уникальные, сохранившиеся почти в неизменном виде большие природные пространства и образцы величия духа обитателей Крайнего Севера.

Причем, для российской Арктики, как и для многих других мегарегионов, характерна неравномерная проектная готовность территорий, в частности в туристической сфере. Из 68 инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, включенных на 26 июня 2015 года Координационным советом в перечень мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)», от арктических регионов — только шесть туристско-рекреационных кластеров: один из Якутии («ОртоДойду» с одноименным зоопарком), один от Мурманской области («Хибины»), и четыре от Архангельской области («Беломорский», «Котлас-Сольвычегодск», «Каргополье» и «Устьяны»).

Проектная туристическая готовность Архангельской области подкрепляется действующим проектом Национального парка «Русская Арктика», с северными круизами и маршрутами к Северному полюсу. По официальным данным из 11 круизов, принятых «Русской Арктикой» летом 2015 года, семь было к Северному полюсу с заходом на Землю Франца-Иосифа на атомном ледоколе «50 лет Победы», три — на теплоходе «Sea Spirit» по маршруту Шпицберген — Земля Франца-Иосифа — Шпицберген. Еще один рейс — на круизном судне «Bremen» выполнялся по Северному морскому пути с заходом на мыс Желания (Новая Земля) и Землю Франца-Иосифа.

Арктика лишена ресурса развития российского туризма в виде «красных маршрутов» (это направление туризма подразумевает посещение памятных мест, связанных с жизнью коммунистических лидеров и революционным прошлым). Именно эти маршруты, как показывает опыт, сегодня быстрее находят спрос у растущего потока туристов из соседнего Китая. Из 1225 туристов, посетивших в 2015 году территорию «Русской Арктики» большинство было граждан КНР — 277 человек. К слову, россияне из всех вариантов полярных круизов выбирают почти исключительно маршрут к Северному полюсу.

На помощь развитию туризма в российских регионах в последнее время все чаще приходят регулярные массовые события. В каждом арктическом регионе есть несколько уникальных национальных праздников, которые могли бы привлекать десятки тысяч гостей. Пока до планки 100 тысяч и более участников дотянулся только якутский Новый год (праздник Встречи солнца) — Ысыах Туймаады, ежегодный поставщик достижений для Книги рекордов Гиннеса.

В Арктике помимо уже заметных драйверов есть и потенциальные точки роста. На фоне вообще высокого спроса на российскую охоту и рыбалку ударными темпами растут запросы на лов в удаленном озере Лабынкыр — якутском Лох-Нессе. Существующие льготы на авиабилеты для молодежи до Нарьян-Мара открывают возможность уникального туристического позиционирования для этой аудитории: самый настоящий Север с национальной экзотикой и Северный Ледовитый океан в двух часах от Москвы и еще меньше — от Санкт-Петербурга.

Удивительно, но великолепное Плато Путорана практически неизвестно в стране. Несмотря на то, что оно является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, туда организуется минимум фототуров и видеоэкспедиций. Мало кто знает, что три озера, расположенных на Плато, входят, по данным Водной энциклопедии России, в топ-10 российских озер по объему. Арктика может и должна использовать новый тренд в мировой туриндустрии: рост популярности природного туризма, «северных курортов», путешествий «на край земли».

Флагманом российского природного туризма на сегодня является, помимо «огненной земли» Камчатки, Республика Саха (Якутия), которая по площади больше, чем Аргентина, между прочим занимающая 8-е место в мире по размеру территории.

В связи с перспективами Якутии можно говорить про Полюс холода, про якутскую национальную кухню, про добываемые здесь алмазы и ежегодную «Бриллиантовую неделю», про почти круглогодичный горнолыжный комплекс на Алдане. Но главный медийный интерес в мире Якутия вызывает сейчас темой клонирования найденных здесь многочисленных мамонтов, а также уникальных якутских единорогов и якутских львов – ровесников мамонта. Этот уже трехлетний новостной повод может вызвать серьезный туристический интерес к местам обитания древних животных, некогда населявших эту территорию, и где в будущем, возможно, удастся воссоздать их представителей. Тем более, что уже проектируется Всемирный центр мамонта, который будет расположен недалеко от Якутска на берегу Лены.

В итоге на сегодня в наборе безошибочных ходов в развитии арктического туризма есть сразу несколько направлений: продвижение объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, развитие рекреационных зон и уникальных национальных ежегодных праздников как туристических событий, выполнение круизов по великим российским рекам – Печоре, Северной Двине, Енисею, Лене, Индигирке, Колыме, создание зоопарков и океанариумов как модных объектов внутреннего туризма.

В зоне риска остаются проекты горнолыжных курортов, учитывая растущую конкуренцию в различных субъектах страны, и отнюдь не дешевеющую логистику в северные регионы. И все-таки любопытно, как повлияет, к примеру, на туристическую привлекательность Нарьян-Мара недавнее открытие самого северного аквапарка. Удастся ли повторить в российских условиях феномен финских зимних курортов?

Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ, сопредседатель комитета РАСО по брендингу и продвижению территорий