Северный морской путь должен стать круглогодичным, для этого потребуется большая работа и новые технологии, рассказал Председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслав Штыров в программе «Сенат» телеканала Россия 24.
В советское время по Северному морскому пути ежегодно перевозилось 6,5 миллионов тонн грузов, в 90-ые годы грузопоток снизился до 1,5 миллионов тонн, в 2015 году эта цифра составила 5,5 миллионов тонн, рассказал сенатор. «Эти грузы представляют собой в основном перевозки для нужд Арктики, часть их – примерно 1,5 миллиона тонн — грузы «Норильского никеля», которые вывозятся из Арктики, плюс началась работа с грузами нефтегазового комплекса», — отметил Вячеслав Штыров.
На сегодняшний день нефтегазовая промышленность страны стала активнее работать в Арктике: основным местом добычи природного газа является полуостров Ямал, вскоре начнется разработка месторождений на Гыданском полуострове. «Добываемые углеводороды необходимо доставить для потребителя, это означает, что в Арктике рождается мощный грузопоток. Он должен уйти как в Европу, так и в Юго-Восточную Азию и в перспективе составлять до 60 миллионов тонн в год. Но для того, чтобы перевезти такое количество грузов, должен быть совершенно другой подход к организации Северного морского пути», — убежден сенатор.
По его мнению, наряду с традиционным маршрутом нужна новая трасса Севморпути, которая должна проходить значительно севернее относительно эксплуатируемой сегодня транспортной линии (которая тоже должна развиваться сама по себе), что снимет ограничения по глубине пролива и сделает трассу короче. Таким образом, удастся избежать мелководных участков, но в тоже время при эксплуатации более северного варианта пути корабли будут попадать в более сложную ледовую обстановку.
«Значит, нам необходимо обеспечить постоянно действующую морскую трассу, которая может эксплуатироваться круглогодично, непрерывно. Это совсем другая задача. Нам еще только предстоит создать новый Северный морской путь и усовершенствовать старый», — заявил Вячеслав Штыров. А когда будут решены внутренние задачи по перевозке грузов, станет возможным привлечение транзитных кораблей. Это грандиозная задача, считает сенатор, для решения которой потребуется значительное количество ледоколов, построенных по новым технологиям.
Он считает, что значение Севморпути значительно повысится, если его трасса будет сопряжена в узловых точках с автомобильными и железнодорожными линиями — создана полимагистраль. Для этого необходимо усилить железнодорожную и морскую портовую инфраструктуру Мурманска, построить новый глубоководный морской порт в Архангельске, железнодорожную магистраль «Белкомур», Северный широтный ход, от города Ленска — автомобильную дорогу до поселка Юрюнг-Хая, через реку Лена – железнодорожный мост, достроить автомобильные дороги на Чукотке и реконструировать традиционные морские порты.
«Эти меридиональные направления являются опорой для Северного морского пути, что важно со стратегической, военно-политической, оборонной точек зрения и для экономического и социального развития регионов Российской Федерации», — подчеркнул Вячеслав Штыров.