По разнообразию и запасам полезных ископаемых Республика Саха (Якутия) относится к богатейшим субъектам Российской Федерации, что предопределяет высокий интерес со стороны инвесторов и недропользователей. В Якутии ведут производственную деятельность такие крупные промышленные компании, как АК «АЛРОСА», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Мечел», ОАО «Газпром», ЗАО «Полюс», ОАО «Роснефть».
Как отметил народный депутат Якутии Владимир Прокопьев, согласно статье 15 Закона Российской Федерации «О недрах», одной из задач государственной системы лицензирования является обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации. Но при этом законодательством не предусмотрены прямые нормы, обязывающие недропользователя участвовать в социально-экономическом развитии тех или иных территорий, на которых ведётся разработка недр. В лицензионных соглашениях положения о заключении соглашения (договора) о социально-экономическом развитии территории прописываются как одна из возможных форм взаимодействия. На основании данной нормы между субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления и недропользователями могут заключаться соглашения о сотрудничестве, но это не обязательная норма. Так, в Якутии только 20 процентов недропользователей имеют соглашения с публичными образованиями.
По мнению Владимира Прокопьева, в связи с развитием Дальнего Востока и Байкальского региона, Арктической зоны Российской Федерации предстоит реализовывать ряд крупномасштабных проектов по освоению минерально-сырьевых ресурсов, поэтому точек соприкосновения в целях создания оптимального баланса, касающегося экологических, социально-экономических аспектов будет достаточно. В этой связи, Якутия предлагает включить в содержание лицензии на пользование недрами (обязательные условия пользования недрами) положение о заключении соглашений с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями по участию в социально-экономическом развитии территорий, связанные с социальной и экологической ответственностью недропользователя перед населением территорий.
Якутия является исконным местом проживания 40 тыс. человек – представителей коренных малочисленных народов Севера. В регионе действует Закон «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», направленный на предупреждение, оценку и гарантию компенсации негативного влияния недропользования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Однако действующие нормы федерального законодательства не раскрывают порядок, основания проведения этнологической экспертизы.
Недропользователь, ведя деятельность на определённой территории, платит определённые виды налогов, которые, по сути, не поступают в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований. В этой связи республика призывает вернуться к проблеме дифференциации налоговых платежей. По мнению Владимира Прокопьева, для этого необходимо предусмотреть дифференцированные по зонам особые налоговые режимы, а также соотношения поступлений налогов в федеральные, региональные и местные бюджеты. Это касается налога на добычу полезных ископаемых в части углеводородов, бонусных платежей, налога на добавленную стоимость и налога на доходы физических лиц и налога на прибыль. Участие недропользователей в социальной ответственности перед населением и обеспечения экологического благополучия территории можно предусмотреть отдельным законом. В настоящее время в парламент Якутии народными депутатами республики внесён проект закона республики «О социальной и экологической ответственности недропользователей».
Также республика отмечает необходимость внесения в Бюджетный кодекс РФ нормы о целевом направлении средств, поступающих от предприятий, загрязняющих окружающую среду. Это могут быть платежи за негативное воздействие на окружающую среду, определённые доли от поступлений административных штрафов за правонарушения в области охраны окружающей среды, доли от поступлений и денежных взысканий по искам о компенсации вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды на природоохранные мероприятия. Предложения Якутии будут внесены в рекомендации «круглого стола» Комитета Госдумы.