Необходимость внесения корректирующих изменений в Конституцию Якутии очевидна

138

О проекте Конституционного Закона РС (Я)

«О внесении изменений и дополнений

в Конституцию (Основной Закон) Республики Саха (Якутия)»

(Конституционная инициатива Главы Республики Саха (Якутия)

Новая конституционная инициатива Главы Республики Саха (Якутия) Е.А, Борисова направлена на дальнейшее совершенствование Конституции РС (Я) и приведение отдельных ее положений в соответствие с федеральным законодательством.

Во-первых, вносятся изменения в положения Конституции, касающиеся образовательных стандартов. Очевидно, что положения Конституции, закрепляющие «установление государственных образовательных стандартов», в настоящее время не соответствуют федеральному законодательству об образовании. Государственные стандарты в сфере образования должны быть исключительно федеральными. Поэтому в конституционной инициативе Главы РС (Я) совершенно обоснованно предложено изменить часть 4 статьи 22 Конституции Республики Саха (Якутия), изложив ее в редакции, в которой слово «устанавливает» заменяется словом «гарантирует», а слова «включающие национально-региональные компоненты» заменяются словами
«с учетом национальных, этнокультурных и иных особенностей Республики Саха (Якутия)».

Во-вторых, вносятся изменения, касающиеся написания наименования Республики Саха (Якутия) и наименования высшего должностного лица субъекта Российской Федерации – Главы Республики Саха (Якутия) в соответствии Правилами орфографии и пунктуации языка саха, утвержденными постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2015 г. № 501

В-третьих, конституционной инициативой вносятся изменения в количественный состав судей Конституционного Суда Республики Саха (Якутия). Количество судей сокращается с семи до пяти.

В-четвертых, определяется порядок согласования при назначении прокурора Республики Саха (Якутия). Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Соответственно, в проекте конституционного закона представление Генерального прокурора РФ предлагается согласовывать с Главой РС (Я) и Государственным Собранием (Ил Тумэн) РС (Я).

Таким образом, можно отметить, что предлагаемые изменения и дополнения не затрагивают основные положения Конституции Республики Саха (Якутия) и имеют корректирующее значение. Вместе с тем, необходимость внесения таких изменений и дополнений очевидна. Без соответствующей корректировки отдельные положения республиканской Конституции могут отстать от требований меняющейся действительности.

Степанова Альбина Афанасьевна,
кандидат юридических наук,
доцент, заведующая кафедрой конституционного
и муниципального права
юридического факультета СВФУ им. М.К. Аммосова