Оштрафовать на полмиллиона: Как избавиться от навязчивого спама?

304

Такой способ распространения рекламы, как рассылка сообщений об акциях, скидках и распродажах на телефонные номера, для якутян давно не в диковинку. Но одно дело, если рассылка осуществляется с предварительного согласия абонента, и совсем другое — без такового. Назойливый каждодневный спам раздражает, нервирует, нарушает права граждан. Самое интересное, что пресечь действия спамеров вполне реально, однако делать это якутяне не стремятся.

В качестве основных отличительных признаков мобильного спама выделяют «незапрошенность» сообщений получателями, а также массовость рассылки. В большинстве случаев рассылки рекламного характера производятся без предварительного согласия абонента, что вызывает законное недовольство владельцев мобильных телефонов. Тем не менее шквала заявлений в антимонопольный орган с требованием привлечь распространителей нежелательной рекламы к ответственности в Якутии не наблюдается.

УФАС: Случаи обращения якутян единичны

«Наш отдел осуществляет надзор за соблюдением законодательства о рекламе на подведомственной территории, — говорит Любовь Егорова, главный государственный инспектор отдела естественных монополий и рекламы УФАС по РС(Я). — Непосредственно по поводу спам-рассылок на мобильные телефоны от жителей рес-
публики к нам поступают единичные обращения.

Так, в прошлом году был факт привлечения к административной ответственности организации, занимающейся доставкой цветов в Якутске. Без согласия граждан реклама цветов отправлялась им на телефоны. В конце концов один житель столицы обратился к нам с заявлением, предоставив все доказательства получения навязчивого спама. В итоге на юридическое лицо был наложен штраф в размере 100 тысяч рублей в соответствии с частью 1 статьи 14.3. КоАП РФ.

В 2014 году в Нерюнгри за аналогичное нарушение привлечен к ответственности индивидуальный предприниматель, предоставляющий услуги такси. В его случае сумма штрафа составила четыре тысячи рублей.

Для того чтобы мы приняли заявление к рассмотрению, обратившийся должен соблюсти необходимые требования: представить документы, доказательства получения спама, дать согласие на обработку персональных данных. После этого мы проводим внеплановую проверку, устанавливаем распространителей рассылок, их связь между рекламодателем и получателем. Зачастую приходится заявителям отказывать, поскольку выясняется, что согласие на получение рекламы человек все же давал.

Отмечу, что заявления принимаются не только при личном обращении, но и через приложение «РосСпам». Оно позволяет автоматически составить письмо в ФАС России с указанием мошенников или просто надоедливых организаций, которые рассылают незаконную рекламу. Для этого пользователю необходимо заполнить небольшую анкету в настройках программы своего смартфона. Помимо ФИО приложение попросит указать номер и серию паспорта, почтовый адрес и мобильного оператора. В 2015 году через эту систему поступило и было перенаправлено в наш отдел 16 заявлений, правда, от граждан, проживающих в других регионах».


 

Мнение

Бороться бесполезно

«Заинтересованные лица необязательно покупают готовые базы данных, — говорит Леонид Алексеев, инженер мобильных телесистем. — Они заполучают телефонные номера граждан весьма нехитрыми способами, ведь большинство из них находятся в свободном доступе. Во-первых, из социальных сетей, где все желающие регистрируются, подтверждая регистрацию телефоном. Во-вторых, из всевозможных объявлений в газетах и Интернете (куплю, продам, сниму, обменяю и т.д.). В-третьих, регистрация в крупных торговых сетях, например, с целью получения дисконтной карты постоянного покупателя. Разумеется, сбор и систематизация своей базы данных вручную весьма кропотливое занятие, но зато окупаемое — это же живые деньги. Думаю, при всех существующих законодательных санкциях бороться со спамом бессмысленно».


Так гласит закон

 

 


Дадим определение

Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.09.2007 г. №575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи», спам — телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя.

Рассылка запрещена

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ РФ «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на ее получение. При этом реклама признается переданной без предварительного согласия последнего, если ее распространитель не докажет, что такое согласие было получено. Отправитель рекламы обязан немедленно прекратить ее распространение в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии со статей 38 Закона №38-ФЗ нарушение физическими или юридическими лицами законодательства о рекламе влечет за собой гражданско-правовую, административную и иные виды ответственности. Так, часть 2 статьи 38 Закона № 38-ФЗ указывает, какие меры могут принять лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы. Они вправе обращаться в установленном порядке в суд, в том числе с исками: о возмещении убытков, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о компенсации морального вреда и т. д.

Штраф до полумиллиона

За рассылку спама предусмотрен административный штраф, причем для организаций он может достигать 500 000 рублей.

Санкции части 1 статьи 14.3. КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе» предусматривают наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

К ответственности могут привлекать отдельно за распространение каждого из аналогичных сообщений. Например, в сообщениях содержалась реклама поступления товара в один магазин в две разные даты, сообщения были отосланы на один номер с промежутком в два дня. В итоге рассылка каждого из них признана правонарушением и повлекла ответственность по указанной статье в вида штрафа в обоих случаях.

Источник: газета «Якутия»