20 марта в преддверии VII съезда коренных малочисленных народов Севера республики в министерстве образования и науки Якутии приняли делегатов форума.
Встречу с делегатами съезда провела первый заместитель министра образования и науки Якутии Феодосия Габышева. Делегатов беспокоили такие вопросы, как материальная поддержка молодых учителей, уезжающих работать в северные арктические районы, повышение заработной платы учителей родных языков, воссоздание института по вопросам коренных малочисленных народов Севера с присвоением имени Василия Роббек, обучение детей-инвалидов северных районов республики и так далее.
Феодосия Габышева напомнила, что с 2006 года реализуется подпрограмма «Обеспечение жильем педагогических работников сельских школ и медицинских работников учреждений здравоохранения арктических и северных улусов». Подпрограмма нацелена на привлечение, обеспечение кадрами сельских школ северных и арктических улусов и формирует систему оказания бюджетной поддержки учителям на приобретение жилья. Как поделилась Феодосия Васильевна, сегодня поднимается вопрос распространения данной подпрограммы на все категории работников. Тогда возникает опасение потери приоритета для молодых специалистов северных арктических районов. Феодосия Васильевна порекомендовала делегатам воспользоваться площадкой съезда коренных малочисленных народов и настоять, чтобы данная подпрограмма оставалось адресной для учителей, которые направляются работать в школах арктических районов севера Якутии.
Что касается вопроса повышения заработной платы учителей родных языков, первый замминистра проинформировала о том, что предусмотрены две системы оплаты труда: модельная методика для педагогических работников и отраслевая система оплаты труда. Как отметила Феодосия Васильевна, конкретно по учителям, преподающим языки коренных малочисленных народов Севера (эвенский, эвенкийский, чукотский, долганский, юкагирский), учителям якутского языка и литературы в классах с русским языком обучения предусмотрен повышающий коэффициент в размере 0,15%, но необходимо провести аналитику о том, как будут начислять на местах. Также делегаты выразили беспокойство по поводу того, что становится всё мало учащихся, которые хотят учить родные языки. Феодосия Васильевна порекомендовала ввести занятия родным языкам за счет часов внеурочной деятельности: «За счет внеурочной деятельности надо пропагандировать работу по изучению родных языков. Мотивации нет, поэтому у нас количество владеющих сокращается. Внеурочная деятельность и дополнительное образование дают очень много возможностей», — сказала она.
Было внесено предложение учредить ежегодный республиканский конкурс на знание родного языка среди семей коренных малочисленных народов в 20 районах РС (Я), где компактно проживают представители коренных малочисленных народов.