Состоялось заседание Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, на котором было обсуждено создание эффективной системы управления Северным морским путем.
Вопрос об эффективности управления Северным морским путем назрел давно. В прошлом году во время проведения Восточного экономического форума президент РФ Владимир Путин дал задание министерству по развитию Дальнего Востока разработать экономическую модель развития Северного морского пути. О необходимости единого оператора, который регулировал бы все процессы на северной морской трассе, говорилось на заседании президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, которое состоялось в начале марта этого года в Мурманске.
На заседании Совета по Арктике и Антарктике заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Артур Ниязметов рассказал о проделанной министерством работе, которая должна быть завершена к июлю 2016 года, и озвучил предварительные цифры. По его мнению, грузопоток по Северному морскому пути к 2030 году может достичь 60 миллионов тонн транзитных перевозок ежегодно. Отдельно замминистра отметил предполагаемые объёмы экспорта, в частности, сжиженного газа и угля по Северному морскому пути — не менее 30 миллионов тонн ежегодно к 2030 году.
С этими цифрами не согласились некоторые члены совета. Так, генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша в своем выступлении отметил, что для обеспечения такого объема грузопотока потребуется большее количество ледоколов, решение о строительстве которых пока не принято. Кроме того, по мнению руководителя «Атомфлота», говорить о переключении международных перевозчиков с Суэцкого канала на Северный морской путь можно только в отдаленном будущем.
Все выступающие сошлись во мнении, что для развития Северного морского пути необходим единый оператор, который бы мог контролировать использование федеральных средств, взаимодействовать с пользователями северной морской трассы.
«Ключевой вопрос работы в Арктике – это, конечно, ледокольный флот», — сказал председатель Совета по Арктике и Антарктике Вячеслав Штыров. По его мнению, привлечь грузы на Севморпуть можно только одним путем — создав круглогодичный морской путь. Необходимо, чтобы морская трасса была доступна в течение всего года, для чего потре6уется большой ледокольный флот. Значительная часть функций, которые сейчас выполняет «Администрация Северного морского пути», должны быть переданы оператору, который будет содержать морскую транспортную линию, средства спасения, навигации, связи, выдавать разрешение на прохождение трассы. Самая подходящая структура для выполнения этих функций, по мнению председателя совета, «Атомфлот». Отдельно может быть создана специальная компания-оператор, которая будет заниматься привлечением грузов для Севморпути. «Такая компания может быть создана, а может и нет, поскольку если мы обеспечим круглогодичную морскую трассу, то желающие воспользоваться ею найдутся сами», — считает Вячеслав Штыров. По его мнению, существует насущная необходимость сделать Северный морской путь важной мировой транспортной магистралью, так как у нашей страны уже есть поток грузов, которые необходимо круглогодично доставлять в пункты назначения, а со временем появятся и транзитные грузы, когда трасса станет постоянно действующей.
По мнению сенатора, структур и органов, которые работают для развития Арктики, создано достаточно. «Но в конечном итоге мы не знаем конкретно, кто и за что несет ответственность. Одному не хватает полномочий, другому – хозяйствующих функций и так далее. Нет всеобъемлющей законодательной базы по Севморпути. Тот закон, который действует, не обеспечивает всех потребностей, связанных с развитием морской трассы, надо создавать новый документ, целостный. Есть проблемы даже с границами Северного морского пути. Вопросов много, а время не ждет. Мы должны как можно скорее определиться, кто есть кто в Арктике», — считает Вячеслав Штыров.