Янское судоходство: Как работает «Арктическая транспортная компания»

842

Судоходству на реке Яне исполняется 80 лет. В начале прошлого года решением главы Якутии была создана «Арктическая транспортная компания», призванная организовать завоз топливно-энергетических ресурсов и социально значимых товаров в Янскую группу улусов. ЯСИА узнало, как сейчас работает предприятие.


По словам руководства компании, они выполняют госзаказ на уголь, нефтепродукты, пиломатериалы, стройматериалы, а также перевозят грузы крупных системообразующих предприятий и предпринимателей.

«Сейчас в перевозке каменного угля задействованы 12 судов. Остальные — на холодном отстое. Необходимо много времени, чтобы восстановить и отремонтировать их в соответствии с требованиям Российского Речного Регистра», — сообщили в руководстве «Арктической транспортной компании».

В навигацию-2016 с судов ЛОРПа было выгружено 29 060 тысяч тонн каменного угля, доставлено 16 356 тысяч тонн. По маршруту Усть-Куйга-Батагай перевезено дизельное топливо в количестве 352 483 тонн, нефтяное котельное топливо — 508 064 тонн.

Ранее СМИ писали, что в последние годы в Янском бассейне сложилась исключительно сложная гидрологическая обстановка, характеризующаяся сильным обмелением верховьев реки. Однако в этом году навигация была стабильной. «Вывезли нефть в Батагай для ГУП «ЖКХ РС(Я)» первым туром, дизельное топливо для «Саханефтегазсбыта». В отсутствие водопостов никто не может делать долгосрочные прогнозы. Но, конечно, если сравнивать, то 20 лет назад навигация первого тура длилась месяц, а сейчас — 14 дней», — сказали в предприятии.

Река Яна имеет свои особенности: короткая навигация (3,5–4 месяца), каменистое и порожистое строение верхнего участка реки, обилие перекатов, крайне неравномерный сток воды. Все это требует от судоводителей особых навыков и умений.

Кроме восстановления флота и его модернизации, перед «Арктической транспортной компанией» стоят и другие проблемы. В первую очередь это отсутствие ремонтной базы и дока. Кроме того, очень сложна и сама транспортная схема до Нижнеянска. Живут там 200-300 человек. «Самолеты летают только до поселка Усть-Куйга, а оттуда на суднах — до Нижнеянска. Там еще и трудности с жильем, за 20 лет многие дома разграблены, разбиты. Сложно организовать и питание в межнавигационный период. Полгода с ними вообще нет сообщения, пока лед не замерзнет в середине декабря, а потом весной, когда начинает таять», — подчеркнули в «АТК».