Легендарный бамовец: Первому железнодорожному строителю Якутии Гаврилу Адамову – 65 лет

739

Почетному бамовцу, комиссару «Якутского комсомольца» Гаврилу Адамову 26 января исполнится 65 лет. Его отряд уникален тем, что прошел с самого начала и до завершения всесоюзной стройки, сохранив при этом основной состав, лидеров и цели.


Гаврил Николаевич Адамов родом из Покровска, старший ребенок в большой крепкой семье, с детства приучен к труду, хорошо учился, увлекался спортом, особенно преуспел в различных единоборствах.

После службы в армии поступил на вечернее отделение инженерно-технического факультета ЯГУ, работал в СМУ-1 УС «Якуттяжстрой» в комсомольско-молодежной бригаде героя Соцтруда М. Сергеева, откуда вместе с другими членами бригады поехал на строительство БАМа.

Отряд «Якутский комсомолец» ждали годы трудных испытаний, но он непреклонно шел к намеченной цели — привести рельсы в республику. О трудовых буднях, успехах и достижениях отряда-бригады и его лидера Гаврила Адамова говорят километры прорубленной просеки, возведенные станции и поселки и, самое главное, сотни километров уложенных главных, подъездных и станционных железнодорожных путей.

Благодаря таким стойким бойцам отряда, как комиссар Адамов, в бамовских поселках и общежитиях сохранялся порядок, здоровый трудовой климат и неповторимый задорный настрой.

За свой самоотверженный труд Гаврил Николаевич удостоен звания «Заслуженный строитель ЯАССР», победителя соцсоревнования в 1978 года, награжден орденом «Дружбы народов», медалями «За трудовую доблесть» и «За строительство Байкало-Амурской магистрали», памятными медалями «30 лет Байкало-Амурской магистрали» и «40 лет Байкало-Амурской магистрали» Минтранса РФ, множеством грамот, благодарностей и подарков.

Гаврил Адамов — одна из самых ярких и сильных личностей, раскрывшихся на строительстве БАМа. Для всех товарищей тех лет он является непререкаемым авторитетом, символом и мерилом мужества, чести, достоинства.

В апреле 1974 года на XVII съезде ВЛКСМ БАМ объявили всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Со всей страны стали стекаться комсомольские отряды добровольцев. Якутия не осталась в стороне. В середине мая 1974 года из Якутска на Малый БАМ в п. Тында Амурской области выехал 1-ый отряд во главе с командиром Анатолием Климовым и комиссаром Гаврилом Адамовым. 2-ой отряд отправился в конце сентября 1974 года в г. Шимановск Амурской области. В феврале 1975 года оба отряда объединились в п. Нагорный уже на территории Якутии, таким образом, сформировался отряд «Якутский комсомолец». Обустраивались на будущей станции Нагорная, рубили просеку под железную дорогу, строили производственные здания. В конце марта 1976 года всем отрядом поехали обучаться новой профессии – монтер пути, став первыми железнодорожными строителями республики. После завершения обучения отряд для получения практического опыта проработал на укладке железной дороги в составе бригады монтеров путей К. Гараева до разъезда Якутский (на границе Якутской АССР и Амурской области). Дальше отряд под руководством бригадира Алексея Иванченко уже самостоятельно продолжил укладку железной дороги до нового города Нерюнгри.

Отряд «Якутский комсомолец» выполнил поставленную руководством республики и страны задачу, все его члены были награждены орденами и медалями. Трудно переоценить сделанное ими, их труд признан героическим на республиканском и всесоюзном уровне. Это был самый масштабный, полностью реализованный и яркий проект комсомола и молодежного движения республики. Из всех регионов России, по которым прошел БАМ, только в Якутии на укладке железнодорожного полотна работала бригада, костяк которой составляли жители республики.

Комсомольско-ударной терминологией и регалиями «штаб», «отряд», «боец», «командир», «комиссар» подчеркивалась особая миссия — выживать и неустанно работать в экстремальных условиях. Трудности становления, необустроенность, конкурентная среда, да и сама гремучая смесь из молодых пылких разудалых посланцев всех союзных республик и регионов, разного темперамента, культуры и воспитания, из разных слоев общества, враз собранных в зарождающихся поселках, в новых общежитиях, предполагали трудные периоды адаптации, притирки, формирования. Многие не выдерживали, уезжали.

Отряд «Якутский комсомолец» уникален уже тем, что это один из редких подобных отрядов-бригад (без административной надстройки), прошедших с самого начала и до завершения стройки, сохранивших при этом основной состав, лидеров, цели, выполнив и перевыполнив поставленные задачи. Подавляющее большинство отрядов, теряя состав или лидеров, попросту растворялись. Впрочем, это был естественный запланированный исход, если не появлялась какая-то определенная сверхзадача.

Упорный труд отряда, уже в первые годы зарекомендовавшего себя стойким слаженным трудовым коллективом, способным решать необходимые задачи, в любых погодных и бытовых условиях, по непредсказуемому графику, не мог остаться без внимания руководства «БАМстройпути» и «ГлавБАМстроя», остро нуждавшихся в стабильных, надежных и одновременно очень мобильных коллективах. Так, поэтапно и по результатам соцсоревнования отряд в конкурентной борьбе заслужил право и доверие руководства самой крупной стройки СССР – вести укладку железнодорожного пути на главном в то время направлении БАМа, его ветки «Малый БАМ» Тында-Беркакит.