Обычный день аэропорта «Зырянка»

554

На привокзальной площади аэропорта «Зырянка» Верхнеколымского улуса небольшая суматоха: люди снуют туда-сюда с сумками, выгружают из припаркованных рядом автомобилей разные коробки. В самом здании толпятся пассажиры, вылетающие в Утаю. Помимо них здесь куча продовольствия: картошка, какие-то огромные ящики с продуктами питания. В небольшой комнатушке, которая у всех ассоциируется с приближением часа отлета, стационарный телефон у стойки регистрации просто разрывается. Не успевая поднимать трубку, сотрудник Службы организации перевозок указывает и объясняет столпившимся вокруг пассажирам, куда ставить сумки и считает килограммы перевеса. Громоздкие сумки одна за другой кладутся на весы, а потом отправляются на досмотр. Обычный рабочий день сотрудников аэропорта и не совсем привычный для вылетающих.


Первым делом – самолеты

Воздушный транспорт для верхнеколымчан – практически безальтернативный способ передвижения. Если не считать зимника и появившегося этой зимой вахтового такси. Небольшой аэропорт Зырянки выполняет и обслуживает в год около 9 тысяч перевозок. И это неплохая цифра. Правда, в 2016 году, по словам директора филиала «Аэропорт Зырянка» ФКП «Аэропорты Севера» Сергея Яковлева, статистика немного ухудшилась по сравнению с 2015 и 2014 годами. Все вылеты и прилеты в аэропорту «Зырянка» обслуживают 10 служб – это около 50 человек и 20 единиц техники. У каждой своя доля ответственности и нельзя сказать, что какая-то из служб важнее или сложнее. Вот, к примеру, в административно-управленческом персонале (сокращенно АУП) работают три человека в составе директора, секретаря и специалиста по учету. Аэродромная служба в составе двух человек следит за тем, чтобы летное поле аэродрома находилось в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, стоянки воздушных судов. Служба ГСМ, в которой трудятся трое, занимается подготовкой топлива. Здесь очень сложный процесс, ведь на любое авиационное топливо должен быть получен паспорт качества. Без этого документа аэропорт не имеет права заправлять воздушные судна. Служба организации перевозок или по-другому СОП напрямую имеет дело с пассажирами и коммерческим обслуживанием. Именно они обслуживают клиентов на стойке регистрации, выполняют обработку багажа, груза, почты и чаще всего сталкиваются с конфликтными ситуациями. Их работа осложняется постоянными телефонными звонками от пассажиров и встречающих. Это работа с людьми, и потому она эмоциональная. В СОПе работают три человека.

Служба авиационной безопасности, САБ, в составе семь человек осуществляет досмотры, обеспечивает охрану территории аэропорта. В службе поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) работают четыре человека. В их обязанности входит обеспечение пожарной безопасности, своевременное обнаружение и тушение пожаров на ВС и объектах аэропорта, организация и проведение поисковых и аварийно-спасательных работ. «Дай Бог, чтобы они сидели без работы», – говорит Сергей Яковлев, перечисляя функции, которые должна выполнять данная служба. Служба специального транспорта, в аббревиатуре ССТ, перевозит грузы, пассажиров до самолета и обратно, обеспечивает специальными машинами работу по обслуживанию воздушных судов, содержит аэродром. Вы, наверное, видели, как автогрейдеры разравнивают ВВП, или, как огромный трактор катает полосу, и уж тем более не раз бывали свидетелями заправки воздушного судна. Так вот всю эту работу выполняют сотрудники ССТ в количестве семи человек. СЭСТОП – Служба электро-свето-технического обеспечения полетов. 3 человека из этой службы занимаются включением и отключением светосигнального оборудования, освещением объектов аэропорта, резервным электроснабжением. В административно-хозяйственном отделе работают девять человек – это заведующий хозяйством, сторожа и другие рабочие, от обязанностей которых в не меньшей степени зависит правильное функционирование аэропорта. И последняя, не менее важная, служба – это здравпункт. Сотрудник здравпункта ежедневно проводит медосмотр работников служб аэропорта, а также оказывает первую помощь нуждающимся пассажирам. Однажды в аэровокзале у одного из пассажиров случился эпилептический припадок, благодаря вовремя оказанной медицинской помощи, все обошлось. К таким внештатным случаям сотрудник медицинского пункта должен быть всегда готов.

В летные дни все службы приходят в слаженную и уже отчеканенную годами работу, и результатом работы каждой отдельной службы является благополучная посадка или взлет самолета, вертолета. Вот и сегодня, пока сотрудники СОПа и САБа разбираются с регистрацией и досмотром, ССТ заправляет вертолет топливом, которое уже прошло свою проверку благодаря работе сотрудников Службы ГСМ.

Во время незапланированных рейсов, сотрудники часто работают на голом энтузиазме, с четкой установкой и понимаем, что надо. Если не они, то, кто?

Маленький аэропорт – большие требования

Такому маленькому аэропорту для осуществления своей работы нужно отвечать многим требованиям. К счастью, власти страны планку для маленьких региональных аэропортов не так давно понизили, а ведь раньше аэропорты, обслуживающие только местные линии, должны были не отставать по всем пунктам от того же самого аэропорта «Шереметьево» или «Внуково». Кроме того, в прошлые годы ряд служб обязательно должен был проходить сертификацию и лицензирование. Позже эта сертификация была отменена, сейчас обязательным требованием является наличие Руководства по аэродромам – большого и толстого справочника, в котором содержатся все необходимые сведения о местонахождении аэродрома, средствах и службах, оборудованиях эксплуатационных процедур. Наличие такого справочника – основополагающее условие процесса сертификации эксплуатанта аэропорта.

На базе ФКП «Аэропорты Севера» работает учебный центр, который дистанционно обучает специалистов. Таким образом сотрудники аэропорта каждый раз учатся чему-то новому, повышая свою профессиональную квалификацию.

Слово о профессии

К слову, о профессии. Престижна ли работа в авиации для молодых людей, ныне поступающих в учебные заведения? Мне думается, что да. Однако, отучившись там, в городе, здесь работать горят желанием немногие. Их влекут неизведанные красивые дали. «За все 10 с лишним лет моей работы здесь к нам всего один раз приезжал работник с соответствующей специальностью. Только проработал он недолго, не устроила зарплата», – признается Сергей Яковлев. У молодого, только начавшего работу специалиста, здесь зарплата будет небольшая, а учитывая цены на продукты и оплату съемного жилья, на все остальное денег останется совсем немного. Поэтому Север их не привлекает. Хотя сотрудникам аэропорта, проработавшим 7 и более лет, даются кое-какие вознаграждения за труд в виде авиационного проезда раз в два года, доплат за звание и выслугу лет. Можно летать каждый год бесплатно: один раз по северному проезду, второй – по авиационному. Доплаты за звание и выслугу лет выплачиваются сотрудникам, проработавшим более 15-20 лет. Чем дольше работал – тем выше процент.

Говорящие цифры

Каждый год, по словам Сергея Юрьевича, перед осенне-зимним и весенне-летним периодом проводятся работы по подготовке к сезонам. Время паводка – самый насыщенный период работ для сотрудников аэропорта. Надо ли говорить, что он доставляет много неудобств обоим сторонам: и сотрудникам, и пассажирам? В этом году, отметил директор Аэропорта «Зырянка», было зафиксировано рекордное время закрытия аэропорта – 45 дней. 45 дней за один период, обычно эта цифра составляет общее количество дней в течение нескольких периодов. Допустим, 30 дней весной, еще 15 к концу лета (это примерная разбивка цифр). Тем временем, вопрос о переносе полосы или строительстве, реконструкции нового аэропорта все еще не решился.

Пик перевозок Аэропорта «Зырянка» приходится на летний период, когда многие уезжают в отпуск целыми семьями. В то же время, заметил Сергей Яковлев, в последнее время отмечается отток населения: пассажиров по статистике улетает больше, чем прилетает. Сейчас статистику более-менее уравнивает приток рабочих на строительство разных объектов.

Экскурсия

Сергей Яковлев провел небольшую экскурсию по объектам аэропорта, а начали мы с самого главного здания. Большой каменный серый дом по ул. Асямова занимает немалую площадь. Первый этаж практически пустует, если не считать транспортной полиции в составе 2 человек. Работники служб аэропорта находятся на втором этаже. Сергей Юрьевич рассказал, что у них была инициатива переехать из этого здания в рядом стоящее одноэтажное, в котором размешается ЦСБО и районный суд. Ныне занимаемый штаб слишком большой для сравнительно маленького коллектива, ведь из 10 служб именно в этом здании базируется лишь часть. Вышеупомянутым структурам, ЦСБО и районному суду, тоже нужно разделиться, и они бы рады, да только некуда. Если ЦСБО может поменяться местами с аэропортом и переехать в большой серый дом, назовем его так, то куда деться районному суду? Возможно, подошел бы вариант со зданием РКЦ, но здесь тоже имеются свои сложности.

Едем дальше. Во владениях Службы специального транспорта стоит в ряд много гаражей с большим и маленьким транспортом. Вот выезжает автозаправщик, на котором большими буквами черным по желтому написано: Огнеопасно. Снаружи красуется пожарная машина, любопытные работники службы отвлеклись, чтобы посмотреть, кто это с фотоаппаратом ходит по их владениям. Что-то непривычное в их размеренном рабочем графике. Во дворе вместе с гаражами стоит новая синяя будка, в которой расположились сотрудники СЭСТОП, службы электро-свето-технического обеспечения полетов. Внутри конторы, как и полагается, куча проводов, рубильников и кнопок. Над каждой – надпись.

Оттуда же выезжаем на полосу, где как раз идет подготовка вертолета к вылету. Ровная широкая полоса, подчиняющаяся водной стихии, выглядит впечатляюще. Когда спешишь на посадку, не видишь всей этой красоты, она предстает взору только сейчас. Колыма сейчас тихая и безобидная, спокойная. Сколько раз люди смотрели на эти берега в надежде, что вода не поднимется, и назначенный рейс вылетит или прилетит в положенное время? Здесь наша экскурсия и заканчивается.