Роль Севморпути в обеспечении перегона самолетов по трассе Аляска – Сибирь

282

В этом году исполняется 75 лет со дня основания легендарной перегоночной трассы Аляска-Сибирь. Значительную роль в становлении трассы сыграл водный транспорт.


11 июня 1942 года был заключен договор о ленд-лизе. Начались поставки техники и материалов, снабжение товарами и продовольствием через Мурманск и Владивосток, а также Магадан. Эта навигация была и пиком боевого противостояния флотов и сил в Арктике: из Италии прилетели самолеты морской авиации, были переброшены подводные лодки, началось создание опорных баз, систем связи и так далее.

Первый караван в эту Арктическую навигацию был из боевых кораблей, второй – коммерческий – в эту навигацию шел под проводкой ледокола «Ленин» с запада: это пароходы «Моссовет», «Элна-2», «Щорс», «Чернышевский», «Мироныч», «Двина», «Аркос», «Комсомолец Арктики», «Азербайджан» и «Донбасс». Из-за очень сложной ледовой обстановки в восточном секторе Арктики с моря Лаптевых 7 судов отправили назад. Ледокол «И. Сталин» (капитан П.А. Пономарев) достиг пролива Вилькицкого. Пробившийся сюда с востока ледокол «Красин» (капитан М.Г. Марков) попал в ледовую ловушку, но его выручил подошедший с запада ледокол «Ленин» (капитан Н.И. Хромцов). Затем «большая тройка» приступила к выводу судов вдоль восточного побережья полуострова Таймыр. 31 августа они все начали бункеровку углем в Тикси, 8 сентября – то же самое в бухте Амбарчик. Из-за ледовой обстановки пароходы «Молотов» и «Искра» остались на зимовку, но боевые корабли ЭОН-18 (экспедиция особого назначения) и коммерческий караван (6 пароходов, шедшие с грузами из Сиэтла и Сан-Франциско) прошли. «Проскочил» и пароход «Белоруссия» (он, кстати, тоже замыкал свою кругосветку). Для Якутии грузы доставили «Селенга» (23 сентября пришел в Тикси) и «Ванцетти», на нем прибыли первые грузы для строительства аэродрома в Якутске. Разгрузившись, взяв уголь и соленую рыбу, он ушел на запад. 17 августа в шторм в Янском заливе погиб «Профессор Визе», экипаж был спасен буксиром «Якутия». И.Д. Папанин на гидросамолете «Дуглас» совершил облет арктического побережья.

Но самое главное событие в Арктике в навигацию 1942 года, несомненно, это поход немецкого «карманного» линкора «Адмирал Шеер» в высокие широты. Глядя, куда он забрался (не дошел до пролива Вилькицкого 50 миль), испытываешь удивление. Потом стало понятно, что правы те, которые считают операцию «Вундерланд» одной из наиболее бессмысленных и авантюрных морских операций Второй мировой войны, «ударом по пустоте». Конечно, если бы он догнал караван из 10 пароходов с ледоколами и встретил боевые корабли ЭОН-18, тогда урон для СССР был бы ощутимый. Но Севморпуть для «Шеера» оказался пустынным. Кроме бесполезного обстрела Диксона и потопления парохода «Сибиряков», никакой добычи больше не было. Бортовой самолет-разведчик совершил аварию, льды напирали, туман сгущался, пришлось «рвать когти» из Арктики. Представляете, если бы «Шеера» затерло льдами и он там зазимовал? Не смогли преодолеть пролив Вилькицкого немецкие подводные лодки U-601 (командир Петер Грау), а также U-251 и U-255, которые, в отличие от первого, даже не заходили в пролив. Как сказано в отчёте ГУСМП: «на трассе Севморпути противником создана напряжённая обстановка, но сорвать перевозки не удалось». 27 сентября в бухте Кожевниково разгружался пароход «Революционер», которому «досталось» от «Шеера» на Диксоне.

В этом году открылась авиатрасса «Аляска-Сибирь». Для обеспечения перелета боевых самолетов в устье Колымы и Лены из США началась доставка авиатоплива, которое шло в бочках. Далее, вверх по рекам до Сеймчана и Якутска перевозки обеспечивали речники. На Северо-Якутском пароходстве ГУСМП, Янском, Колымо-Индигирском пароходствах лежали окончательные итоги арктической навигации – в годы войны в Якутии теплоход «Первая пятилетка» так и называли – «кормилец», а его караваны – «деревней», из-за количества лихтеров и барж. Из Тикси в Якутск шла одежда, обувь, тушенка («второй фронт»), мука и яичный порошок («яйца Трумена»), одежда, обувь, автомобили, и в огромных количествах – бензин для открывшейся трассы Аляска – Сибирь. Последним рейсом «Первая пятилетка» пришла в Якутск 18 октября, с лихтером «Ленский первый», баржами № 6, 8, 25, 71, 428, гружеными товарами, углем, горючим, весь флот СЯРПа был поставлен в плановые пункты отстоев.

Так получилось, что в конце арктической навигации 1942 года все ледоколы ушли на запад, а намечался рост перевозок на востоке. С целью исправления положения был разработан план сверхраннего их вывода из Белого моря в наш сектор. 13 июля, в невиданные ранее сроки, через тяжелейшие льды, ледоколы прошли пролив Вилькицкого и вышли в море Лаптевых. В Амбарчике «А.Микоян» был уже 21 июля. Этот ледокол заслуживает отдельного рассказа – сумел прорваться с Черного моря в США, где его вооружили и он пришёл работать на трассе Севморпути. В Тикси прибыло 68 морских пароходов, 35 речных и 117 барж, переработано 193200 тонн грузов. Для обеспечения работ было завезено на период навигации 650 грузчиков. В этом году «Дальстрой» на Колыме добыл около 80 тонн золота в течение года. Кстати, на Оленьке и в Тикси заработали заводы по переработке богхедов в жидкое топливо, в этом году открылся Согинский угольный рудник, который снабжал Тикси дешевым твердым топливом – тогда сделать это заставила жизнь. Также из Якутии был отправлен лес на Диксон, Хатангу и в Нордвик, в Тикси пришел первый американский «либерти», один из огромной серии пароходов с цельносварным корпусом. Их поначалу опасались пускать во льды, но опыт показал их достаточную прочность.

Всего в эту навигацию в Арктику с востока (из США) было завезено около 100000 т импортных грузов. В тяжелых ледовых условиях в августе, из моря Лаптевых в Карское ледоколы «И. Сталин» и ледорез «Ф. Литке» провели три судна («Уралмаш», «А. Марти», «Анадырь»), доставившие грузы из портов Америки и Канады. Для охраны судов в Карское море были направлены минный заградитель «Мурман», СКР-19 («С. Дежнев») и три тральщика. В начале сентября конвой ВА-8 (зашифрован маршрут — пролив Вилькицкого-Архангельск) прибыл на Диксон, но дальше транспортные суда не пошли. Тяжелый удар нанесли немцы очередному конвою ВА-18, который шел к Диксону с востока. Четыре крупнотоннажных парохода следовали из США с импортными грузами, их эскортировали «Мурман» и четыре тральщика. 1 октября были торпедированы пароходы «Архангельск», «С.Киров» и тральщик ТЩ-42. В это же время подводной лодкой U-302 были потоплены в Карском море пароходы «Диксон» и «Тбилиси», совершавшие одиночное плавание. Ввиду большой активности немецких подводных лодок на западном участке СМП, большой караван судов (15 пароходов с грузом) оставили зимовать на Диксоне. Правда, фашистские лодки в Арктике не только потопили несколько наших пароходов и кораблей, но и сами не досчитались U-639 (все это было в Карском море). А вот и арифметика – в западном секторе Арктики действовало 13 немецких подводных лодок, которые потопили всего 4 парохода и 1 тральщик. При этом надо учесть, что сил и средств серьёзно противодействовать им у нас практически не было – 10 октября этот вопрос даже обсуждался в Ставке. Кстати, в конце навигации состоялся опять-таки сверхпоздний по тем временам переход ледоколов с востока на запад, с конвоем АВ-55. 22 октября «И. Сталин» с ледорезом «Литке» и новым американским ледоколом «Северный ветер», который был в июне передан нам на период войны, вышли из Тикси, через четыре дня прошли пролив Вилькицкого. В трюмы ледоколов загрузили 500 тонн янской кандевки (местное название ряпушки) для северян. Надо сказать, что в тот год на Лене было выловлено около 20000 тонн рыбы, которой кормили фронт. Вся она была благополучно вывезена.

Подводя итоги навигации 1942 года, в своем приказе начальник СЯРПа отмечал: «Полностью выполнены задания по перевозке грузов для рыбной промышленности Якутии, доставке угля для морских судов, грузов на Яну и в Якутск. Весь флот расставлен по плановым пунктам отстоя. Себестоимость тонно-километра снижена против фактической 1941 года на 38% Вышеуказанные показатели в соответствии с условиями соревнования организации Главсевморпути обеспечили Северо-Якутскому речному пароходству возможность выйти победителем соревнования, за что пароходству присуждено переходящее Красное Знамя ГУСМП и ЦК Союза и первая денежная премия в размере 75 тысяч рублей».

В 1943 году на Лене тем временем природа преподнесла сюрприз – год был невероятно засушливый и катастрофически мелководный. Лед в затоне Хатыстах (Якутск) пошел необычно рано – 5 мая – и весь флот, предназначенный для арктической навигации, оказался в аварийном состоянии, флагман «Первая пятилетка», пароход «Свердлов» затонули, «Верхоянск» переломило, почти все деревянные баржи прорезало льдом… Катастрофа грозила срывом перегона самолётов, в связи с возможным недозавозом топлива и материалов. Предстояло срочное восстановление судов, иначе было бы нечем вывезти авиакеросин для авиатрассы «Ал-Сиб», товары и продукты для снабжения Якутии из Тикси. С задачей восстановления флота речники блестяще справились и флот вышел в низовья своевременно. Было принято решение строить безопасный отстой в протоке «Джатай», для чего в США было заказано оборудование и станки для судоремонтного завода.

«Пятилетка» за навигацию совершила четыре рейса на Яну, два — на Омолой, а последним рейсом вела вверх по Лене воз в 7713 тонн, на лихтере и 16 баржах. Ввиду невероятного мелководья осенью 1943 года флот не смог поднять последние караваны до Якутска, оставив его на Турьем взвозе. Всё это затем вывозили на тракторах и лошадях в течение всей зимы. С природой не поспоришь.

В связи с ростом количества перегоняемых самолетов на фронт (всего через Якутск из США пролетело около 8000 машин), в связи с ростом обеспечения золотодобычи на Колыме («Дальстрой» в 1943 году добыл 93 тонны золота!), в связи с ростом добычи золота и олова на Яне, возрос и объём грузов, завозимых в Якутию. В 1944 году в северо-восточные районы было доставлено 198600 тонн грузов (в 1941 было 62,8 тысячи), что составило почти 60% от всего объема перевозок в Арктике. Перевезено 3,5 тысяч «пассажиров» — это в основном клиенты ГУЛАГа, прибывшие на Колыму, Яну, Индигирку, Анабар. Среди них были освобождённые жители оккупированных территорий, власовцы, да и просто побывавшие в плену. С запада на восток в эту навигацию по всей трассе Севморпути прошли из Архангельска под проводкой ледореза «Ф.Литке» суда «Моссовет», «Игарка», «А.Андреев», в обратном направлении — «Революционер» и «Кингисепп» с грузами ленд-лиза, в сопровождении ледокола «Северный ветер». Между прочим, на выходе из пролива Вилькицкого их поджидали 4 немецкие подводные лодки группы «Грейф». 15 августа первым в Тикси пришел пароход «Декабрист», следовавший из Сиэтла. Ледовая обстановка в западной части моря Лаптевых была достаточно сложной, это привело к тому, что в Тикси сосредоточилось большое число пароходов, ожидавших проводки через пролив («Комсомольск», «Кузнецкстрой», «Кингисепп», «Волга», «Пинега», «Урицкий»). Попытки ледоколов провести их через 10-балльный лед ни к чему не привели, пришлось ждать, пока 31 августа не подул юго-западный ветер. 5 октября из Тикси ушел последним ледорез «Ф.Литке», завершив обеспечение северного завоза.

В эту навигацию, учитывая сложившуюся ситуацию, в море Лаптевых работали ледоколы «И.Сталин», «А.Микоян» (самые мощные), «Красин», «Северный ветер» и ледорез «Литке». В перевозках из США участвовало 27 судов, причём американских пароходов типа «либерти» прибавилось: «Витебск» (бывший «Джон Минто»), «Декабрист» («Э.Гарриман»), «Псков» («Джордж Шоуп»), «Суворов» («Элиян Ловджой»), «Сталинабад» («Уиллис Хейли»). По тем временам «десятитысячник» считался очень большим судном. Их сильно критиковали, обзывали «пароходом на один рейс», но списали лишь в середине 70-х годов прошлого века.

К этому времени буксирный флот СЯРПа на Лене состоял из теплохода «Первая пятилетка» (1400 сил), пароходов «Партизан Щетинкин» (винтовой, 800 л.с.), «Петровский», «Шевелев» (400 л.с.), «Верхоянск», «Миловзоров», «Каганович», «Чернышевский», «Якутск», «Оленёк», «Ширшов» и «Качуг» (все 300-сильные, колёсные). Однотипный пароход «Тикси» штормом был выброшен на мель в заливе Неёлова (затем снят, работал и списан в 1961 г). Кстати, во время проводки каравана по Оленекскому заливу колесным пароходом «Якутск» затонули 6 деревянных барж – их просто разбило волнами. Но если учесть, что Пеледуйская судоверфь ГУСМП, основанная в 1933 г, сдавала ежегодно до 30 таких судов, убыли тоннажа фактически не было видно. 5 мая вышел первый номер Булунской районной газеты «Маяк Арктики».

Буксир «Якутия» ушел на ремонт в США, одна «Первая пятилетка» водила баржи на Яну. В эту навигацию весь груз арктической навигации был поднят до места назначения, а флот встал на отстой в Жатай. Военным пришла неприятная новость – 25 сентября десант с немецкой подводной лодки захватил на метеостанции мыса Стерлегова секретные шифры и карты. Сейчас много говорят о немецких базах и действиях подводных лодок в море Лаптевых. Учтите, что документальных сведений об этом не обнаружено, пока это догадки и фантазия. Возможно лишь, что на восточном побережье Таймыра была база гидросамолётов.

Всего в навигацию последнего года Второй мировой войны на восточном участке Севморпути в работе участвовало 5 ледоколов, 6 гидрографических судов и 34 транспорта. С Белого моря в Арктику проследовало 79 конвоев (165 судов), из Кольского залива в Арктику прошло 32 конвоя (44 судна). Поскольку началась война с Японией, пароходы «Кубань», «Псков», «Аскольд» и «Владивосток», шедшие с грузом из США во Владивосток, направили по Севморпути – грузы все равно предназначались для обеспечения западной части СССР. Услугами СМП воспользовались американцы – несколько их пароходов пошли не южным путём, где шли боевые действия с Японией, а северным, что, кстати, сэкономило им огромные средства и время. Но это был последний дружественный жест нашим союзникам – после войны полярная трасса оказалась надолго запертой для иностранцев.

Вообще, вклад американской помощи, в советские времена оцененный как «несущественный», на самом деле был ощутимым — известно, что за 1941-45 годы из стран союзников было доставлено морским путем 17,5 млн. т военных и хозяйственных грузов. Объем их в конвоях на север России составил 22,7%, в конвоях через Тихий океан 47,1%, по трассе Севморпути 2,5% (это 337500 т). Надо учесть, что эта помощь пришла в самый трудный момент для СССР. Часть вооружения и оборудования мы покупали – помимо золота, за годы войны «Дальстроем» было добыто 18000 тонн олова. Как известно, оловянная руда – касситерит – проходит обогащение на заводах, которые расположены на «материке», поэтому её нужно было с Яны вывозить. 29 августа в Тикси прибыл «И.Сталин», но так, как к проводке суда ещё не были готовы, экипаж ледокола подключился к разгрузке пароходов, за ним в Тикси пришел 7 сентября ледорез «Литке». Пароход «Сухона», пришедший на бар Яны 1 сентября, под грузовыми операциями простоял ровно месяц. На борту было 6400 тонн груза, а надо было взять руду (780 тонн) и рыбную продукцию (1850 тонн) для Архангельска. Шторм постоянно задерживал выгрузку, 23 сентября началось ледообразование. На запрос из штаба ответили: прогноз благоприятный, продолжайте работу. Действительно, вскоре потеплело и работы удалось закончить. Бухта Тикси начала покрываться льдом 10 октября, но ледокольный пароход «Дежнёв» ещё стоял под выгрузкой на причале. Последним из моря Лаптевых в эту навигацию ушел ледокол «И.Сталин» (20 октября). План грузоперевозок был выполнен, несмотря на достаточно сложные ледовые условия лишь несколько транспортов получили неизбежные повреждения во льдах, гибели судов не было. Порт Тикси встретил войну, имея два причала, за эти годы было введено в строй ещё два причала, оборудованные импортной перегрузочной техникой. Большое пополнение получили речные пароходства ГУСМП: в США были построены 800-сильные морские буксиры типа «АГ-51», из которых 11 пришли работать в Арктику: из прибывших в Тикси 28 августа «Генерал Брусилов», «Капитан Мелехов», «Капитан Сергиевский», «Летчик Черепков» и «Патриот» остались на Лене, «Летчик Асямов» работал на Хатанге, «Александр Суворов» и «Михаил Кутузов» работали на Иртыше, «Александр Невский» на Колыме (передан в «Дальстрой»), а «Родина» и «Победа» ушли на Енисей. Караван оказался в Тикси в день окончания Второй мировой войны – на ледоколах стреляли из пушек, моряки отмечали победу. Кстати, для перехода через штормовой Тихий океан буксирам наварили над полубаком защитные кожухи, которые в Тикси были срезаны (бензорезчиком с «Северного ветра»). В 50-х годах, когда срок договора о ленд-лизе кончился, американцы потребовали или вернуть всё назад, или уничтожить.

В капитальном труде М.И. Белова «История открытия и освоения Северного морского пути» сказано однозначно: «С 1942 года и до конца войны на восточный район Севморпути легла главная тяжесть арктических перевозок. Через него проходило снабжение всего Северо-Востока продовольствием, горючим, промышленной продукцией, товарами широкого потребления. Никогда еще арктическое мореплавание не приобретало столь жизненно важного значения, как в военные годы».