В новой редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» предусмотрена реализация системообразующего проекта Северо-Якутской опорной зоны по созданию высокотехнологичной Жатайской судоверфи.
О важности развития арктического судоходства проинформировал министр экономического развития Российской Федерации Максим Орешкин на заседании правительства России. «Здесь отмечу создание единой информационной и телекоммуникационной системы транспортного комплекса, а также реконструкцию Жатайского судоремонтно-судостроительного завода. Наша задача – полностью использовать потенциал Севморпути и прилегающих речных арктических маршрутов для внутрироссийского и международного товарообмена», – подчеркнул он.
Для развития северных территорий, где внутренний водный транспорт исторически является безальтернативным как, например, в Ленском бассейне Якутии, необходимо создание современного флота.
«Ежегодно в период навигации в республике осуществляется северный завоз грузов. Везутся не только социально значимые продовольственные товары, но и оборудование для реализации инвестиционных проектов. Чтобы поставки были бесперебойными, необходимы современные суда и их своевременный ремонт. Для этого необходимо реализовать комплексный проект по модернизации флота. Это одна из важных задач, которая стоит перед нами сегодня», – прокомментировал заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев.
В настоящее время правительством Республики Саха (Якутия) под эгидой минпромторга России и при поддержке минэкономразвития России ведется реализация комплексного инвестиционного проекта «Модернизация флота и строительство судов для обеспечения грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском бассейне. Строительство высокотехнологичной Жатайской судоверфи на базе реконструкции и модернизации Жатайского судоремонтно-судостроительного завода». Проект реализуется совместно с АО «Корпорация развития Республики Саха (Якутия)» и ОАО «Ленское объединенное речное пароходство». На базе новой судоверфи планируется строительство современных речных судов, реконструкция и модернизация имеющегося флота и утилизация списанных судов. В результате реализации комплексного проекта будут созданы условия для успешного исполнения имеющихся планов по развитию арктических и северных районов, реализации инвестиционных проектов на территории всей Республики.
Реконструкция и модернизация Жатайского судоремонтного-судостроительного завода направлена на обеспечение грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском бассейне и на Северо-Востоке Арктической зоны за счет обновления флота на создаваемой современной высокотехнологической верфи. Завод обладает единственным в зоне вечной мерзлоты судоподъемным сооружением – слипом с 11 наклонными дорожками, способными поднимать суда «река-море» длиной до 130 м доковым вестом 2200 т.
По предварительным подсчетам, объем инвестиций в проект составляет 5,75 млрд рублей, из которых за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» предусмотрено 4,106 млрд рублей до 2021 года.
Алексей Колодезников: Проект строительства Жатайской судоверфи будет готов в ноябре