Заместитель министра транспорта Российской Федерации Валерий Окулов 28 апреля провел совещание по вопросам предоставления государственной гарантии ОАО «Авиакомпания «Якутия» и определения источников финансирования строительства и реконструкции аэропортов в республике.
На совещании министр транспорта республики Семен Винокуров отметил, что авиакомпания «Якутия» является основным крупным авиаперевозчиком на Дальнем Востоке и в республике, стратегическим и системообразующим предприятием, имеющим исключительное социально-экономическое значение и обеспечивающее безальтернативное транспортное сообщение для населения отдаленных, труднодоступных северных районов.
«В условиях негативной макроэкономической ситуации у авиакомпании наблюдается недостаток оборотных средств для обслуживания долговой нагрузки. Авиапредприятие реализует мероприятия, направленные на сокращение затрат, оптимизацию маршрутной сети и персонала, реализацию непрофильных активов. Суммарный эффект в 2015 году от экономии по программе оптимизации деятельности авиакомпании «Якутия» оценивается в 440 млн рублей», — сообщил руководитель регионального Минтранса.
На совещании было отмечено, что в рамках мероприятий по снижению и рефинансированию долговой нагрузки правительством Якутии принято решение об увеличении уставного капитала АО «Авиакомпания «Якутия» в размере 2900 млн рублей в 2016 году, 1096 млн рублей в 2017 году с целевым назначением на погашение займов республиканских финансовых структур. Авиакомпания внесла изменения в бизнес-план развития на 2016-2022 годы, который представлен на повторное рассмотрение в Минтранс России.
В 2016 году запланировано привлечение долгосрочного кредита на сумму до 5 млрд рублей под государственную гарантию Российской Федерации. Привлеченные кредитные ресурсы будут направлены на рефинансирование кредитного портфеля в сумме 3 млрд рублей и урегулирование задолженности в сумме 2 млрд рублей.
В результате рефинансирования изменится структура кредитного портфеля в сторону увеличения долгосрочных обязательств, снизятся расходы на обслуживание ссудной задолженности.
Заместитель министра транспорта России Валерий Окулов рекомендовал представителям Республики Саха (Якутия) после определения кредитора и процентной ставки кредита скорректировать бизнес-план и финансовую модель развития авиакомпании.
Вся правда о якутской авиации: Почему летать так дорого
Минтранс России рассмотрит окончательный вариант бизнес-плана авиакомпании «Якутия» и направит свое заключение межведомственной комиссии при Минэкономразвития России, которая осуществляет отбор организаций, претендующих на получение кредитов под государственную гарантию Российской Федерации.
Министр транспорта Якутии Семен Винокуров отметил, что развитие региональной сети аэропортов является одним из важнейших условий повышения транспортной доступности населения Дальнего Востока, где авиация является единственным круглогодичным средством передвижения. Более 80% пассажирооборота республики осуществляется авиатранспортом. При этом 9 из 32 аэропортов республики имеют искусственное покрытие взлетно-посадочных полос.
«Федеральным бюджетом 2016 года финансирование реконструкции аэропортовых комплексов Республики Саха (Якутия) в рамках мероприятий федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» секвестировано. Объем бюджетных лимитов на 2016 год составляет 0,5 млрд рублей, что позволит начать реконструкцию взлетно-посадочной полосы только в аэропорту «Чокурдах», — сообщил министр транспорта Якутии.
Семен Винокуров обратил внимание участников совещания на то, что несвоевременное проведение работ по реконструкции аэропортов приведет к транспортной изоляции отдаленных арктических районов республики.
«Таким образом, не будет решена государственная задача стабильного обеспечения авиаперевозок в отдаленных регионах страны, где отсутствует альтернативное круглогодичное транспортное сообщение. В связи с исключительной важностью реализации мер по обеспечению условий повышения транспортной доступности для населения в районах Крайнего Севера необходимо восстановить ранее предусмотренные бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции аэропортов Республики Саха (Якутия) в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2020 годы)»,— предложил Винокуров.
Представители федерального ведомства согласились с доводами Семена Винокурова и представили предложения Росавиации, поступившие в адрес Минтранса России, предусматривающие включение в подпрограмму «Гражданская авиация» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России ( 2010-2020 годы)» мероприятий федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», в том числе работ по реконструкции аэропортов на территории Республики Саха (Якутия). Росавиация подготовила и направила в Минэконоразвития России, согласованные с Минтрансом России, предложения по предварительной оценке бюджетных ассигнований из федерального бюджета на 2017-2019 годы, направляемых на строительство и реконструкцию аэропортов Якутии в рамках выполнения ФЦП «Развитие транспортной системы России».
Отмечено, что в настоящее время из 15 проектов по реконструкции аэропортов Якутии положительное заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» получены по 7 проектам.
Руководители Минтранса России и Росавиации сообщили, что в 2017 году в рамках ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» предусмотрено 3 млрд рублей на строительство и реконструкцию аэропортов в Якутии. В перечне объектов – взлетно-посадочные полосы, аэропорты «Чокурдах», «Нюрба», «Среднеколымск», «Олекминск» и «Саккырыр».