В Якутии работают над доступностью внутрирегиональных авиаперевозок

307

В Якутии намерены за счет финансирования из госбюджета республики повысить ценовую доступность авиаперевозок, расширить сеть маршрутов и увеличить количество внутрирегиональных рейсов для жителей труднодоступных районов.


«По поручению главы Якутии создана межведомственная рабочая группа по вопросам субсидирования авиационных рейсов на социально значимых маршрутах. На этой неделе мы должны завершить работу и представить предложения правительству республики», — сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Семен Винокуров.

В Якутии реализуются две программы субсидирования авиаперевозок за счет бюджета республики на внутриулусных и межрайонных направлениях. На них сегодня выделяется 280 млн и 111 млн рублей. Однако цены за полеты остаются высокими несмотря на то, что пассажир оплачивает в среднем 30% от стоимости билета на внутрирайонных и по вдвое сниженному тарифу на межрайонных маршрутах. Кроме того, жители арктических и труднодоступных населенных пунктов обращались к властям с предложением повысить качество обслуживания, а именно расширить сеть маршрутов и увеличить количество рейсов.

В апреле текущего года, выступая в Ил Тумэне, глава республики Егор Борисов обратился к правительству с поручением в два раза увеличить субсидирование внутрирегиональных авиационных и речных маршрутов на дальние расстояния, чтобы стимулировать с одной стороны наращивание объемов перевозок, а с другой — снижение стоимости билетов для пассажиров.

 

С учетом этого предполагается увеличить количество внутриулусных авиарейсов по труднодоступным населенным пунктам: «Если сейчас выполняется порядка 1422 рейсов по этим направлениям, то мы планируем, что их количество возрастет более чем на 950 рейсов. Это прежде всего касается арктических районов и труднодоступных населенных пунктов», — отметил Семен Винокуров.

По его словам, есть возможности увеличить количество авиарейсов в арктических районах. Из-за ограниченности средств бюджета ранее закладывалось только 65% загрузки на рейс по населенным пунктам независимо от численности жителей. Но с другой стороны, сказал министр, очень сложно набрать этот процент, когда население составляет всего 200–400 человек. Поэтому предлагается, как один из вариантов, новый подход: по малым населенным пунктам ввести понижающий коэффициент. За счет этого увеличится мобильность населения, доступность авиационного сообщения в труднодоступных населенных пунктах.

Помимо этого, для внутрирайонных полетов в 2017 году за счет привлечения субсидий планируется сдержать рост тарифов и оставить их на уровне текущего года: «Это очень важно. Мы субсидируем 70% от экономически обоснованных тарифов, а в среднем население оплачивает 30%. В северных улусах, чтобы добраться от Сайды до Батагая пассажиру нужно заплатить 3037 рублей, из Табалаха до Батагая – 2239 рублей, из Барылаха до Сартана – 2151 рубль, — привел пример министр. Мы считаем, это достаточно высокий уровень тарифов, поэтому необходимо сдерживать рост тарифов и увеличивать ценовую доступность для населения».

Говоря о программе субсидирования межрайонных авиаперевозок, глава Минтранса обратил внимание, что в этом году выделяется 111 млн рублей. Субсидия предназначена только для жителей арктических улусов до 23 и старше 55 лет, которые могут воспользоваться ей с 1 апреля до 23 октября. Однако, в связи с увеличением субсидии вдвое со следующего года, рассматривается вопрос дополнительных направлений по Вилюйской группе районов и Оймяконскому улусу. Кроме того, планируется снизить возрастной ценз для жительниц Крайнего Севера до 50 лет, включить льготные тарифы для инвалидов 1 и 2 групп, а также увеличить количество квот для льготников. Вместе с тем, в рабочей группе считают важным охватывать межрайонными перевозками не только летний, но и зимний период.

«Думаем, если реализуется эта программа, улучшится экономика наших авиакомпаний «Полярные авиалинии» и «Якутия» за счет увеличения налета часов, повышения эффективности, увеличения загрузки рейсов. Мы должны еще раз все рассчитать, сверить и согласовать с членами рабочей группы», — добавил Семен Винокуров.

Он также сообщил, что в настоящее время создана межведомственная группа по социально значимым речным перевозкам, в которой также задействованы представители органов исполнительной власти и компаний-перевозчиков. Результаты ее наработок появятся несколько позднее.