Бюджетная политика является одним из важнейших механизмов управления районом. Основная деятельность в области финансовой политики администрации МО «Мирнинский район» была направлена на увеличение поступления доходов в бюджет района, повышение эффективности управления финансами, дальнейшее внедрение принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат. По всем этим вопросам мы побеседовали с заместителем главы района по экономике и финансам Георгием Башариным.
— Георгий Карлович, каковы итоги 2016 года по исполнению доходной части бюджета?
— В 2016 году доходная часть бюджета района (с учетом межбюджетных трансфертов из республиканского и федерального бюджетов) исполнена в размере 4 180,4 млн руб. (102,7% к уточненному годовому плану), из них по налоговым доходам – 1 896,9 млн руб. (105,9 %), по неналоговым доходам – 369,1 млн руб. (106,5 %), по безвозмездным поступлениям (субвенции, субсидии и иные межбюджетные трансферты из других уровней бюджетов) – 1 699,6 млн руб. (99,6%), по безвозмездным поступлениям от юридических и физических лиц — 214,8 млн руб. (95,5%).
Как видно, общая доля собственных доходов составляет 54,2% от общего объема доходной части бюджета (с безвозмездными поступлениями – 59,3%), что является хорошим показателем с учетом существующей налоговой и бюджетной системой в стране.
— Что было сделано муниципалитетом для достижения подобных результатов?
— В 2016 году принята новая Программа по увеличению доходной части бюджета МО «Мирнинский район» и повышению эффективности бюджетных расходов. При администрации района создана и работает комиссия по администрированию доходов. Основными ее задачами являются координация совместных действий главных администраторов доходов, ответственных лиц -координаторов по закрепленным видам доходов, создание базы плательщиков по видам доходов, увеличение доходности от использования имущества муниципальной казны, взаимодействие с компаниями-недропользователями, осуществляющими свою деятельность на территории Мирнинского района, рассмотрение на комиссии предприятий и организаций, имеющих задолженность.
В целях увеличения поступления налога на доходы физических лиц — основной составляющей доходной части бюджета — между администрацией МО «Мирнинский район» и МРИ ФНС России № 1 по РС(Я) подписано Соглашение о взаимодействии. Утвержден план совместных мероприятий по постановке на налоговый учет подрядных и субподрядных организаций, имеющих стационарные рабочие места на территории района. На постоянной основе ведется работа с организациями–недропользователями по постановке на налоговый учет в Мирнинском районе их подрядных организаций.
Проведены мероприятия по оплате НДФЛ (в виде патента) от иностранных граждан, ведущих трудовую деятельность на территории Мирнинского района. В результате сумма налога на доходы физических лиц в виде фиксированных платежей с доходов, полученных иностранными гражданами, составила за 2016 год 23,2 млн руб. (для сравнения: в 2015 году – 4,5 млн руб.).
Все обозначенные мероприятия позволяют нам обеспечивать более качественное исполнение доходной части бюджета и повышать достоверность прогноза поступлений в бюджет.
— Каков вклад в бюджет района основных предприятий-недропользователей?
— Основным бюджетообразующим предприятием не только района, но и всей республики остается АК «АЛРОСА». Кроме положенных налоговых (в виде НДФЛ) и неналоговых (дивиденды по акциям, арендная плата за землю) платежей в бюджет района «АЛРОСА» осуществляет помощь в рамках отдельных соглашений по социально-экономическому сотрудничеству.
Так, ежегодно, на основании подписанных соглашений, компания перечисляет средства на капитальный и текущий ремонт учреждений образования, культуры, на развитие физической культуры и спорта, отдых и оздоровление детей, на субсидирование банных комплексов (завершилось в 2016 году), на профориентационную работу и др.
Вместе с тем, всё активнее в районе развивается нефтегазовая отрасль, центр которой прочно обосновался на территории МО «Ботуобуйинский наслег». По итогам 2015 и 2016 годов данный наслег стал первым сельским муниципальным поселением, которое перечисляет так называемый «отрицательный трансферт» в государственный бюджет РС(Я) в связи с превышением средней доходной бюджетной обеспеченности на одного жителя.
В этой связи, в 2016 году по личному поручению уже бывшего председателя правительства республики Галины Данчиковой разработан проект Программы социально-экономического развития МО «Ботуобуйинский наслег» на 2017-2021 годы, который в ближайшее время предстоит защитить на Экономическом совете при правительстве РС(Я).
В 2016 году при главе МО «Мирнинский район» Ришат Юзмухаметове впервые проведены коллегии по итогам работы каждого недропользователя, ведущего деятельность на территории района, где были заслушаны отчеты об их деятельности за 2015 год и дальнейшие планы развития. Отдельно состоялись совещания по вопросу взаимодействия компаний-недропользователей и родовых общин при осуществлении традиционной хозяйственной деятельности на территории поселений. По итогам рабочих совещаний подписаны соглашения о сотрудничестве, направленные на социально-экономическое развитие района.
— Каковы основные итоги исполнения бюджета района по расходам?
При поступлении в доходную часть бюджета 4 180,4 млн руб. исполнение по расходной составило 4 090,5 млн руб. Бюджет района остается социально-ориентированным, укрупнённо по разделам в процентном отношении удельный вес таков: расходы на образование – 56%, на социальную политику – 8%, физкультуру и культуру – 4%, ЖКХ и общегосударственные расходы – 20%, межбюджетные трансферты поселениям – 6%.
Основными итогами финансовой политики МО «Мирнинский район» являются формирование устойчивой и сбалансированной бюджетной системы, своевременное исполнение в полном объеме всех социальных обязательств, повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе путем реализации программно-целевого метода бюджетного планирования на основе разработки муниципальных программ.
В 2016 году действовало 44 муниципальные программы. Постоянно проводится работа по контролю за их эффективностью, достижению целевых индикаторов. Целевые программы района имеют среднесрочный горизонт планирования 5 лет, со сроком реализации до 2020 года. Отчеты о ходе исполнения программ рассматриваются на сессиях Мирнинского районного Совета. Подробная информация в разрезе расходных статей бюджета размещается на официальном сайте района (алмазный-край.рф).
— В полном ли объеме освоены трансферты из федерального и республиканского бюджетов? С какими проблемами вы столкнулись в 2016 году и все ли постановочные вопросы решены?
— В 2016 году в полном объеме поступили все плановые суммы субвенций и субсидий из вышестоящих уровней бюджета.
Для целевого, планомерного и полного освоения средств межбюджетных трансфертов работает специально созданная комиссия, по каждому виду трансфертов закреплены ответственные координаторы. В 2016 году все координаторы сработали хорошо, средства межбюджетных трансфертов освоены на 98,7%.
Основная проблема в 2016 году касалась разногласий по финансированию субвенции на обеспечение государственного стандарта общего образования. В конце 2016 года удалось отстоять перед Правительством РС(Я) финансирование оплаты труда в виде субвенции на заработную плату учителей, что позволило исполнить основные индикаторы по размеру средней заработной платы педагогического персонала. Также в 2016 году удалось получить финансирование из республиканского бюджета на оплату труда обслуживающего и прочего персонала школ. Но данная проблема остается открытой, в 2017 году продолжится судебное разбирательство по данному вопросу. До решения вопроса расходы на оплату труда обслуживающего и прочего персонала школ предусмотрены за счет средств местного бюджета (около 151 млн руб.).
— Какие целевые задачи администрация района ставит на 2017 год?
— Помимо планомерного осуществления текущих мероприятий по исполнению бюджета, следует выделить следующие основные задачи на 2017 год: в первую очередь, это разработка, согласование и утверждение Стратегии социально-экономического развития МО «Мирнинский район» до 2030 года. затем идут дальнейшее развитие социального партнерства с компаниями-недропользователями; согласование на Экономическом совете при Правительстве РС(Я) среднесрочной Программы социально-экономического развития МО «Ботуобуйинский наслег» на 2017-2021 годы и утверждение в наслежном Совете; внедрение принципов проектного управления в деятельность администрации района; дальнейшее совершенствование программно-целевого метода бюджетного планирования на основе исполнения муниципальных программ, достижение поставленных целей, оценка их эффективности; продолжение работы по повышению качества и эффективности администрирования налоговых и неналоговых доходов; безусловное исполнение всех социальных бюджетных обязательств; увеличение минимального размера оплаты труда с 1 июля 2017 года работникам, финансируемых из бюджета района, до величины не ниже прожиточного минимума, установленного по республике; внедрение единой системы оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств МО «Мирнинский район», проведение их ежегодного рейтинга; развитие единой интегрированной информационной системы управления бюджетным процессом, внедрение автоматизированной системы непрерывного контроля муниципальных закупок «WEB-Торги-КС» в целях развития системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; повышение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами посредством проведения дней финансовой грамотности в образовательных учреждениях, ярмарок финансовой грамотности, размещения на сайте МО «Мирнинский район» бюджета для граждан в наглядном формате.
Из новинок хотелось бы отметить, что в 2017 году планируется реализация проекта «Активный гражданин» – наш аналог общераспространенного в стране проекта «Народный бюджет». Вкратце суть его заключается в конкурсном комиссионном отборе социально-значимых проектов, разработанных инициативными группами граждан, некоммерческими организациями и выделение им для реализации целевого софинансирования из местного бюджета. Это делается для вовлечения населения в бюджетный процесс, повышения активности граждан в решении различных злободневных проблем, поддержка общественных инициатив.
Также должна быть утверждена муниципальная программа «Поддержка инвестиционных проектов, реализуемых на территории Мирнинского района».
Таким образом, мы призываем жителей алмазного края активнее участвовать в проектах, реализуемых в рамках различных муниципальных программ.