Экспедиция под названием «На Восток», начавшая свой маршрут с 14 апреля от Архангельска, в конце сентября доехала до северного колымского поселка Зырянка. Местные жители сразу обратили внимание на необычный транспорт: четыре вездехода на огромных резиновых колесах с яркими надписями по бокам остановились у гаражей Верхнеколымской транспортной компании.
Руководитель транспортной компании Олег Михайлов и его коллектив радушно встретили путешественников из Санкт-Петербурга. Члены экспедиции несколько дней ремонтировали свой транспорт, немного отдохнули. Они посетили достопримечательные места, живо интересовались историей края.
В день отъезда, 25 сентября, для команды экспедиции была организована встреча с руководством Верхнеколымского района. Леонид Лысенко, и.о. главы районной администрации, интересовался целью и задачей данной экспедиции. При беседе руководитель экспедиции Алексей Гарагашьян, главный конструктор фирмы «SHERP», рассказал: «Мы сами из Санкт-Петербурга, загорелись этой идеей давно. Сейчас проводим испытания нашей новой техники, это три серийные модели современных вездеходов и одна экспериментальная. В путешествии нас восемь человек. Нам необходимо сделать ресурсные испытания, чтобы понять все ли в порядке с управлением, и нужно ли вносить какие-либо изменения, усовершенствования в конструкцию данного транспорта. Все модели вездеходов сделаны в Санкт-Петербурге, то есть полностью российского производства. Экспериментальная модель смонтирована буквально накануне старта и вот она в пути в серьезной экспедиции. Сейчас нам уже понятно, какие мелкие детали необходимо усовершенствовать, чтобы машина могла без препятствий пройти по труднодоступным местам, такие как топь, болота, речки. Уже прямо в дороге, приехав в населенные пункты, где есть связь, мы сообщаем свои данные в головной институт, где наши специалисты сразу монтируют, изменяют что-то, вводят коррективы и делают такой вездеход.
Куда бы мы ни приехали, люди, всегда удивляясь, спрашивают: «А как вы здесь оказались? Ведь сюда сейчас не добраться по земле, дороги нет?». И мы им объясняем цель нашего маршрута. В принципе, пройти такое большое расстояние по северу России в теплое время года, такого еще никогда не было – это происходит впервые. Кроме того, что мы испытываем свою технику, ну и исследуем местность, локальные какие-то участки, узнаем много нового. Например: через плато Хуторана мы прошли первые. Никто еще не проезжал здесь до этого, мы уже сверялись по источникам и выяснили, что до этого здесь еще никто не бывал».
В финале беседы, пожелав успехов и удачного пути, Леонид Лысенко вручил руководителю группы книгу о Колыме и символический подарок: чорон и флажок с гербом улуса.
Среди членов экспедиции была и женщина. Разговорившись с Ольгой, так зовут супругу руководителя команды, я спросила: «А как вы решились на такой длинный и довольно опасный путь?». Она с улыбкой ответила: «Ну, я как помощник своего мужа делаю фото, видеосъемку, все монтирую и отправляю в головной институт. Конечно, есть свои трудности в дороге, но ради достижения конечной цели идеи можно вытерпеть все. Да и романтики, и экстрима в путешествии хватает, зато какие замечательные места и люди встречают нас».
«Да, с такими смелыми женами можно горы свернуть и болота перейти, и комары не страшны. Современная «декабристка» двадцать первого века!» – мелькнуло в мыслях.
После беседы в администрации все вышли на улицу, чтобы поучаствовать в фотосессии около вездеходов. Проходящие мимо прохожие с любопытством останавливались, некоторые мужчины, не удержавшись, беседовали и расспрашивали о технических данных необычных моделей транспорта.
Вскоре команда заняла рабочие места. Заурчали двигатели, и вот вереница вездеходов двинулась дальше по маршруту на Чукотку. Пожелаем им удачи и успехов в дороге. Надеемся, что такие серии машин в скором времени будут разъезжать по колымским просторам.