Обсудили вопросы транспортной доступности и безопасности на дорогах Олекминского района

481

На прошлой неделе в Олекминске состоялась выездная коллегия под председательством министра транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) Семена Винокурова. Один из главных вопросов, который предстояло решить на данном совещании, был связан с открытием автозимника Олекминск – Сунтар.


Главы муниципальных образований Олекминского района, руководители предприятий и организаций, депутаты районного Совета, члены Общественного совета получили возможность напрямую задать вопросы, обозначить наболевшие проблемы первым лицам и представителям Министерства транспорта и дорожного хозяйства республики, Управления автомобильных дорог, АО «Полярные авиалинии», ФКП «Аэропорты Севера», Департамента дорожной службы и автомобильного транспорта.

Глава района В.Н. Васильев в своем докладе отметил, что Олекминский район занимает 4 место в республике по величине территории, при этом транспортное сообщение между населенными пунктами и другими районами очень сложное. Так, расстояние между районным центром и дальними наслегами составляет 300 км. Круглогодичных дорог имеется только 70 км. Порядка 20 населенных пунктов не имеют круглогодичного транспортного сообщения. Зимой транспортное сообщение в таких наслегах осуществляется по зимнику местного значения, летом – по рекам, в распутицу — малой авиацией.

Из-за отсутствия постоянного транспортного сообщения как внутри района, так и с другими районами республики, при имеющемся потенциале мы не можем увеличить производство товаров и услуг. Виктор Николаевич считает, что отставание в развитии средств транспортного сообщения сдерживает не только социально-экономическое развитие района, но и республики в целом.

Автобусные перевозки

Основным пассажирским предприятием района является МУП ОАТП, которое выполняет социально значимые виды услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования на городских и пригородных маршрутах. На сегодняшний день имеется 13 автобусов, средний возраст которых 9-10 лет с износом практически 90 %.

Основной проблемой деятельности пассажирского предприятия является низкий пассажиропоток, изношенная материально-техническая база, что обусловлено отсутствием средств на приобретение подвижного состава, отставанием роста тарифов от роста затрат (ежегодного увеличения стоимости ГСМ, запасных частей и т.д.). Ежегодно из районного и городского бюджета пассажирскому предприятию выделяются дотации на покрытие выпадающих доходов, но этих средств не хватает. В связи с этим, просим оказать помощь в порядке софинансирования через государственные программы.

Водный транспорт

По Лене курсируют скоростные теплоходы по маршруту Якутск – Олекминск – Ленск. Сельчане пользуются услугами индивидуальных предпринимателей, которые занимаются извозом на моторных лодках по местным рекам Олекма, Чара, Токко. Есть предприниматели, занимающиеся перевозками по маршруту Олекминск – Якутск.

Из районного бюджета ежегодно предусматриваются дотации на организацию паромной переправы через реку Лена по маршруту Олекминск — Заречный и содержание дебаркадера (совместно с муниципальным образованием). Самая большая проблема здесь – обеспечение безопасности пассажиров при посадке-высадке в связи с отсутствием дебаркадеров в некоторых населенных пунктах. Население ежегодно поднимает эту проблему, но перевозчики не спешат ее решать. А у муниципалитетов и района нет ни полномочий (так как это межрайонные перевозки), ни средств на содержание дебаркадеров. Необходимо установить минимум пять дебаркадеров. Считаем, что этот вопрос необходимо решать на уровне Министерства транспорта или Правительства республики.

Для транспортного сообщения жителей сел Даппарай, Токко, Троицк и Заречный (это более трех тысяч человек) район содержит переправу. Единственный паром, обслуживающий данную линию, находится, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Есть потребность в судне типа СПЖ. Есть возможность строительства данного типа судна в республике, но встают сложности с проектом, который требует немалых средств. Просим рассмотреть вопрос о проектировании судна типа СПЖ за счет средств госбюджета, так как потребность в нем существует не только в нашем районе. Имея типовой единый проект, предприятие могло бы производить и продавать продукцию по более низкой цене.

Воздушный транспорт

Малая авиация во время распутицы является единственным транспортом. На территории Олекминского района расположено 12 авиаплощадок. Ежегодно за счет выделяемых из государственного бюджета средств проводятся работы по их содержанию и ремонту. Здесь ситуацию мы считаем нормальной, кроме площадки в с. Куду-Кюель, которая ежегодно подвергается затоплению, в связи с чем она функционирует только в осеннее время. Для переноса авиаплощадки и проведения соответствующих мероприятий требуется дополнительное финансирование.

Одной из основных бед всех олекминчан является отсутствие искусственной взлетно-посадочной полосы. Весной и осенью при затяжных осадках мы закрыты от всего остального мира, так как воздушный транспорт – единственный в это время.

Дорожное хозяйство

В Олекминском районе в целом имеется порядка 10040 км дорог общего пользования, в основном это автозимники, из них интенсивно эксплуатируются 687,5 км.

Самым проблемным на данный момент участком по автозимникам местного значения является Даппарай – Токко. Эта дорога соединяет районный центр со всеми южными наслегами и наиболее интенсивно эксплуатируется. Исходя из этого, просим ежегодно предусматривать средства на ремонт данной дороги в рамках софинансирования с районным бюджетом.

Ежегодно население просит для малотоннажных машин открывать автозимник не в декабре, а ноябре. Жители начинают передвигаться по отдельным участкам между деревнями задолго до официального открытия зимника, так как дети едут учиться в школу (в двух населенных пунктах – Урицкое и Саныяхтах функционируют интернаты, где проживают школьники из близлежащих сел), в Саныяхтахе расположена участковая больница, обслуживающая жителей деревень, находящихся на расстоянии 50 км. Можно назвать и другие нужды, удовлетворение которых невозможно без решения данных проблем.

Одним из препятствий на автозимнике в сторону Саныяхтаха является Солянский косогор. Необходимо рассмотреть варианты либо по срезу косогора или пробить объезд через село Солянка, правда, в этом случае расстояние увеличивается практически в два раза.

На всех отчетах Правительства практически в каждом населенном пункте население поднимает проблему неудовлетворительного содержания автодороги и необходимости проведения ремонта на участках Бердинка – Бирюк и Олекминск – Солянка. Просим также предусмотреть средства для дальнейшего ремонта транзитной автодороги Умнас, проходящей через Олекминск и села Хоринцы, Урицкое.

Сегодня мы будем рассматривать вопрос открытия автозимника Олекминск – Сунтар. Протяженность дороги 285 км, из них 175 км приходятся на Олекминский район. Правоустанавливающие документы оформлены в границах муниципальных районов.

В социальном плане автомобильная дорога дает возможность соединить населенные пункты в зимний период с дальнейшим выходом на Якутск и федеральные трассы. Это позволит перевозить грузы в кратчайшие сроки, увеличить объем грузооборота, в том числе перевозки транзитных грузов, проходящих через Олекминский район, что в перспективе даст хороший экономический эффект. Включение этой дороги в перечень республиканских автозимников позволит увеличить интенсивность ее использования.

В.В. Сафонов, город Олекминск:

По состоянию на текущую дату имеется острая потребность в проведении ремонтно-восстановительных и строительных работ на городских дорогах общей протяженностью 26,5 км, в том числе грунтовых – 15,7 км. Капитального ремонта и ремонта с бетонными работами требуют 3,26 км, строительства и оборудования дорог в новых кварталах застройки (местность Поповская) – 7,5 км.

Назрела острая необходимость оборудования автомобильных стоянок в центре города, расположение которых планируется в трех местах: площадь Конституции – 1500 кв.м, ЦКиД «Гармония» – 520 кв.м, 50 лет Победы, 67 – 1135 кв.м.

Необходимо обратить внимание на текущее содержание центральной улицы города, являющейся транзитной трассой республиканского значения Умнас. Требуется расширение перечня мероприятий, включающих в себя ремонт и содержание остановочных павильонов, системы водоотведения (канав), водопропускных лотков, своевременную уборку снега с обочин и канав, расположенных вдоль дороги.

Уборка снега ведется путем его сброса в кювет, в результате заваливаются тротуары, канавы. Подрядчики не всегда идут навстречу пожеланиям населения и городской администрации в вопросах организации вывоза снега.

Большие проблемы создает водопропуск в период весеннего половодья. Администрация города запланировала в этом году строительство моста на участке муниципальной дороги местного значения по ул. Кирова, выше р. Алалайка. Аналогичную реконструкцию моста необходимо провести на ул. Спасская, на участке водопропуска р. Алалайка с установкой водопропускных труб диаметром два метра. Этот мост находится на дороге Умнас, имеет слабый водопропуск и создаст угрозу подтопления домов.

У.Н. Никитина, II Нерюктяйинский наслег:

Не первый год ставлю вопрос об установке дорожных знаков через населенные пункты Холго, Бердинка и Нерюктяйинск-2. Водители беспрепятственно мчатся через населенные пункты, ссылаясь на то, что знаков ограничения скорости здесь не установлено.

Хотелось бы узнать причину, почему нашу, так называемую, дорогу жизни из четвертой категории перевели в пятую?

Ю.М. Кондратьев, Саныяхтахский наслег:

Наш наслег находится на границе района. Транспортная доступность даже внутри наслега очень сложная. Круглогодичного сообщения нет. Зимой и летом добираемся по реке, в связи с чем просим рассмотреть вопрос более раннего открытия зимника и субсидирования водного транспорта, так как для населения с низкими доходами это является жизненной необходимостью.

В.Г. Жирохова, Дабанский наслег:

Необходимо поднять культуру обслуживания на городском пассажирском причале. Посадку объявляют в четыре часа утра. Люди подолгу вынуждены ожидать посадки, несмотря на погодные условия – ветер, дождь. Пожилым и с маленькими детьми очень сложно. Получается, что пассажир с билетом в руках вынужден толкаться и пробиваться к своему месту, иначе может не уехать.

Е.Р. Кудринова, Кяччинский наслег:

Наш наслег располагается у подножия горы. Умнас также проходит через наше село. Весной возле дороги скапливается большое количество воды. Прошу предусмотреть водопропускное сооружение.

Также нам необходима аппаратура фотовидеофиксации движения, так как проезжающие машины часто сбивают пасущийся скот.

Д.Ю. Маковеев, генеральный директор ООО «Дороги Олекмы»:

Необходимо расширить перечень работ по содержанию дороги Умнас. Также прошу рассмотреть вопрос о внесении дополнительных средств на подготовку зимников и содержание загородных дорог, многие участки не ремонтировались несколько десятков лет.

Остро стоит проблема с задержкой финансирования. По ремонтным работам задержка заработной платы составляет до полугода, по содержанию дорог – два-три месяца. В нынешних условиях, когда нам в спину «дышит» прокуратура и другие надзорные органы, это очень сложно.

В.П. Корнилов, пос. Заречный:

В течение последних двух лет неоднократно встречались с руководством Ленского речного пароходства по поводу паромной переправы, но вопрос так и не сдвинулся с места. Предлагаю строительство нового парома. Для этого прошу оказать содействие в подготовке проекта судна, которое будет изготовлено на Жатайском заводе металлоконструкций.

Два года подряд подаем заявку о выделении субсидии на содержание и ремонт внутрипоселковых дорог. Прошу рассмотреть этот вопрос.

Министр транспорта и дорожного хозяйства С.В. Винокуров в своем выступлении подчеркнул, что ремонт и строительство региональной дороги Умнас является одним из приоритетов транспортной стратегии республики.

— Надо сказать, что в последние годы проделана большая работа, направленная на развитие региональной автомобильной дороги. В условиях недостаточного финансирования, отсутствия дорожного фонда, благодаря взаимодействию с компаниями «Транснефть» и увеличению налогов от поступлений других крупных компаний, осуществляющих свою деятельность на территории республики, удалось провести большую работу по ремонту автомобильной дороги Умнас на участке Солянка – Олекминск – Бирюк, а также построить мостовые переходы через Большую, Малую Черепаниху и р. Джороху.

В связи с предстоящими в вашем районе юбилейными мероприятиями и проведением Ысыаха Олонхо в 2020 году, уделяем внимание участку автодороги Умнас, проходящей через Олекминск. В прошлом году были проведены работы на сумму 15 млн. рублей, в этом году также планируем заложить средства на ремонт цементно-бетонного покрытия на сумму 36 млн. рублей.

В целом на содержание автодороги Умнас в Олекминском районе в этом году предусмотрено 42 млн. рублей, куда войдут и мостовые переходы.

Сегодня мы посмотрели участок, где находится Солянский косогор. Я дал поручение директору Управления автомобильных дорог изучить этот вопрос и подготовить технико-экономическое обоснование, чтобы выбрать из двух вариантов наиболее оптимальный с точки зрения технического и ценового эффекта.

Что касается вопроса о более раннем открытии автозимника, то мы ориентируемся, прежде всего, на рабочую технику, которая занимается обслуживанием дороги. Автозимник Олекминск – Якутск в основном проходит по реке, необходимо, чтобы толщина льда позволяла безопасно работать обслуживающей технике.

Участок Бирюк – Солянка, действительно, отличается от других в части технического состояния. Конечно, необходимо ставить вопрос о приведении его в нормативное состояние. Мы считаем, что недропользователи недостаточно работают по восстановлению данной дороги, хотя именно они оказывают основную нагрузку тяжеловесным транспортом. С этого года мы решили установить весовой контроль в Ленском и Олекминском районах, чтобы в соответствии с законодательством РФ предприятия возмещали вред, причиняемый тяжеловесным транспортом.

По поводу включения в перечень республиканских дорог автозимника Олекминск-Сунтар мы уже проводили ряд встреч с главами обоих районов и пришли к выводу, что он соответствует всем критериям дороги республиканского значения. Учитывая то, что дорога будет предназначена для грузоперевозок, скорее всего, в дальнейшем будет рассмотрен вопрос о расширении автозимника.

С 1 января 2014 года изменилась система финансирования местных автомобильных дорог. В отличие от других регионов, мы отчисляем не 10, а 15 %. Методика распределения рассчитывается, исходя из протяженности автомобильных дорог. Олекминский район получает 25 млн. рублей, раньше такого не было. Эту практику мы продолжим, сумма сохраняется, но надо сказать, что муниципальное образование недостаточно прорабатывает вопросы предоставления отчетности.

В прошлом году в рамках Года благоустройства мы выделяли средства на ремонт улиц. В этом году приоритетными направлениями являются зимники и приобретение техники для арктических районов. В дальнейшем мы намерены зарезервировать определенную сумму, чтобы на конкурсной основе по линии Министерства ЖКХ распределять средства районам, которые занимаются ремонтом улично-дорожной сети.

По Олекминскому району впервые в этом году выделили субсидию на строительство автомобильной дороги на участке Даппарай – Токко, протяженностью 33 км, на сумму 31 млн. рублей. Субсидия из дорожного фонда республики составляет 21 млн, остальная сумма выделяется из муниципального дорожного фонда района. Мы поддержали эту программу благодаря тому, что было положено начало. К сожалению, мы ограничены в средствах.

Воздушный транспорт

Передача аэропортов в федеральную собственность способствовала укреплению материально-технической базы. Олекминчане много лет поднимают вопрос, касающийся реконструкции взлетно-посадочной полосы. По этому направлению мы активно сотрудничали с федеральным центром, добились того, что аэропорт «Олекминск» был включен в федеральную программу по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона, согласно которой была разработана и завершена экспертиза проектно-сметной документации. По проекту, в рамках реконструкции аэропорта, были предусмотрены строительство искусственной взлетно-посадочной полосы, склада ГСМ, котельной на общую сумму 280 млн. рублей. Но с учетом кризисных явлений и оптимизации федерального бюджета программа развития Дальнего Востока была приостановлена. Мы прорабатывали перенос реконструкции аэропортов в программу по развитию транспортной системы, но пока в Российской Федерации приоритетом является реконструкция аэропортов в рамках чемпионата мира по футболу. Поэтому до 2019 года средства направляются только на реконструкцию аэропортов арктических районов без искусственного покрытия взлетно-посадочных полос.

Тем не менее, Олекминск удерживает прочные позиции в зоне роста экономики республики, поэтому ваш аэропорт является одним из приоритетных объектов, имеющих проектно-сметную документацию.

В 2017 году удалось защитить увеличение количества местных рейсов по социально значимым авиационным перевозкам, благодаря чему было запланировано 78 рейсов, что на 15 больше, чем в прошлом году.

Хочу подчеркнуть, что в ноябре этого года исполняется 75 лет со дня открытия аэропорта «Олекминск» и 70 лет – знаменитой трассе «Алсиб», куда входил и Олекминский аэропорт. По этой трассе на фронт было направлено около восьми тысяч американских истребителей, что сыграло существенную роль в завоевании победы. Это большая история нашей республики, поэтому данный юбилей имеет республиканское значение. В связи с подготовкой к праздничным мероприятиям был создан оргкомитет. Предлагаю вашим муниципальным образованиям подключиться к организации праздника.

Водный транспорт

Несмотря на увеличение объемов перевозимых грузов, в связи со строительством нефтепровода и реализацией восточной газовой программы, ежегодно возникают сложности на верхней Лене. В этом году по прогнозам также ожидается непростая навигация. Активно работаем с грузоотправителями. Уже сейчас в Усть-Куте производится накопление грузов для отправки в Якутию в первую очередь.

В этом году удалось увеличить в двукратном размере субсидированные рейсы, для этого в госбюджете предусмотрено 80 млн. рублей.

Изучаем вопрос по остановочным пунктам по направлению Якутск – Олекминск. В данное время совместно с Жатайским заводом ведутся разработки проекта дебаркадера с разными вариантами. Проблемой является то, что в нашей стране нет замены скоростным теплоходам «Ракета», «Восход», которые могут причалить к берегу без дебаркадеров.

Хотел бы остановиться на вопросе обслуживания автомобильного транспорта. Парк транспортных средств по данным ГИБДД в Олекминском районе составляет 3869 единиц. Считаем, что с учетом транспорта недропользователей эта цифра некорректная.

Большое внимание сегодня уделяется безопасности на транспорте дорожного движения. Шесть лет в республике наблюдается отрицательная динамика. По итогам 2016 года количество ДТП снизилось на 1,3 %, погибших – на 16,8 %. К сожалению, в Олекминском районе за 2016 год отмечается рост количества ДТП на 22 %, при снижении числа погибших на 50 %, рост числа раненых – на 65 %. В прошлом году на республиканском уровне рассматривалась деятельность районного подразделения ГИБДД. Была отмечена его недостаточная работа. Предлагаем муниципальному району усилить контроль в этом направлении, создать отдельную подпрограмму, направленную на сокращение количества ДТП.

Вызывает беспокойство организация пассажирских перевозок. Олекминский район всегда был одним из лидеров в этой области. Сегодня, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что предприятие находится в достаточно сложном состоянии с большой кредиторской задолженностью по налоговым обязательствам.

Необходимо принять меры по финансовому оздоровлению, разработать антикризисный план.

В целом мы готовы работать с муниципальным районом и поселениями по улучшению транспортной доступности населения Олекминского района, улучшению состояния дорожной инфраструктуры, работе авиации и водного транспорта. Надеюсь, мы наметим основные направления на ближайшую перспективу по развитию транспортной инфраструктуры.

В заключение Почетными грамотами Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) были отмечены: директор Олекминского МУП «Автотранспортное предприятие» А.В. Лыткин, исполнительный директор ООО «Дороги Олекмы» А.В. Зиновьев, специалист по кадрам — делопроизводитель Олекминского судоходного участка ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» С.П. Кондратьева, электромеханик службы ЭСТОП филиала «Аэропорт Олекминск» ФКП «Аэропорты Севера» К.О. Митрофанов, гл. специалист Управления по развитию инфраструктуры и инвестиций администрации муниципального района П.А. Федоров.

Благодарность Министерства транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) была объявлена бухгалтеру Олекминского МУП АТП Н.В. Барамыгиной, Агенту службы организации перевозок филиала «Аэропорт Олекминск» ФКП «Аэропорты Севера» Л.П. Васильевой, капитану-1 помощнику механика теплохода «Капитан Суетин» ОАО «Ленское речное пароходство» В.Ю. Кейсевич, механику ООО «Дороги Олекмы» Р.Ж. Сардарову.