Потомки государевых ямщиков в Олекме отметили 275-летие Иркутско-Якутского почтового тракта

181

В стенах Олекминской районной библиотеки в клубе «Кэпсиэ, догор!» прошла встреча, посвященная 275-­летию становления Иркутско-­Якутского почтового тракта.


За чашкой ароматного чая собрались молодежь города, читатели библиотеки, гости из Якутска ­ ансамбль «Ямские бубенцы» и, конечно же, потомки ямщиков.

Вечер начался с традиционного мелодичного звучания хомуса. Мы вспомнили далекое и суровое время, когда организовывались почтовые станки (станции), представлявшие собой небольшой населенный пункт, состоящий из групп домов и юрт с хозяйственными постройками, а также послушали рассказы тех, кто совсем в юном возрасте «гонял» почту.

По берегам Лены от Витима до Якутска тракт проложил в 1743 году якутский служилый человек Захар Баишев, он учредил тогда 28 станций по поручению воеводской канцелярии, в 1778 году их насчитывалось уже 36, а в 1917 ­ 66. В Олёкминском округе было 29 почтовых станков. Наши деревни, такие как Дельгей, Дабан, Солянка, Чекурка (Урицкое) ведут своё летоисчисление именно с того времени. А от многих деревень остались только названия местностей: Белая, Дурдусовка, Точильная, Жедайская, Каменка, Берёзовая и другие.

О трудностях доставки почты в те тяжелые годы рассказала Ия Сергеева, чья история тронула всех присутствующих на встрече. Своими воспоминаниями поделился и Вадим Миронов. Журналист, поэт и писатель Петр Бернов прочел замечательное стихотворение о Черендее и вспомнил немного о тех далёких годах. Дия Шарыпова исполнила несколько старинных и малоизвестных песен. Директор музея Ирина Никифорова сообщила о переиздании книги Загорникова “Яныгины”.

А в завершение вечера Дмитрий Иванов сыграл на гармони старинные танцевальные мелодии “Кадриль”, “Тустеп”, “Краковяк”, вместе с ансамблем “Ямские бубенцы” они порадовали гостей импровизированными музыкальными выступлениями с танцами и частушками.

Приглашенные гости вместе с организатором мероприятия Ниной Дехтяр обсудили, как важны такие встречи, как важно передавать воспоминания, знания и культуру своего народа, как важно помнить и уважать прошлое своего народа.

Шли годы, менялись люди и государственный строй: гражданская война, мирное время и снова война. На смену ямщицким лошадям пришел транспорт: речной, автомобильный и авиационный. И тут начинается уже другая, новая страничка нашей истории.