В Иенгре обсудили вопросы «осовременивания» оленеводства

302

День оленевода, или как его традиционно называют в Иенгре – Һуктывун, является едва ли не самым любимым праздником в Иенгре. Сейчас День оленевода уже «вырос» из статуса деревенского мероприятия – жители Нерюнгри с большим удовольствием приезжают на праздник. А в этом году на Һуктывун приехали орочоны – эвенки из Китая.


Надо отметить, что Бай Ин, руководитель общины орочонов Китая, приезжает в Иенгру не в первый раз, здесь он старается найти свои исторические корни. Бытует версия, что орочоны в Китае поселились у озера Оро, что во Внутренней Монголии, после их массового переселения с нашего берега Амура и реки Зеи вместе с даурами по приказу маньчжурского императора.  Заселенная территория вскоре опустела, открыв доступ для переселения русских крестьян на Дальний Восток. В те времена тунгусы еще не делились на десятки народов. Переселившись  на китайскую территорию, орочоны сохранили язык, понятный в равной степени и эвенкам, и эвенам.

Бай Ин является заместителем директора государственного этнологического музея в Пекине, поэтому в первую очередь его интересует сохранившаяся материальная культура эвенков. Так, например, он увидел большую культурную ценность в старинных седлах верховых оленей, которые уже не используются, но хранят тепло рук предков. Каждый узор, вырезанный оленеводом на таком седле, имеет свой смысл, понятный не каждому человеку. Предметов культуры становится все меньше, и тем ценнее они.  А значит надо постараться сохранить, если не их, то хотя бы информацию, которая будет доступна будущим поколениям через музеи, библиотеки, архивы.

Но не только сам праздник и соревнования оленеводов вызывает интерес у сородичей из Китая. Уже не первый год ведется подготовка к обмену учениками старших классов школ села Иенгра и орочонского города Алихэ. Налаживаются контакты с Бурятским государственным университетом и Северо-Восточным федеральным университетом в плане возможности обучения студентов из Китая эвенкийскому языку в этих учебных заведениях. При этом и наши студенты-эвенки могли бы проходить языковую практику в орочонских и эвенкийских населенных пунктах Поднебесной.

В школе села Иенгра с большим интересом отнеслись к идее подобного международного сотрудничества. Школа в данный момент занимает ключевое место в программе развития населенного пункта. Так, созданное учениками и их наставниками движение «Я – юный оленевод», было отмечено на самом высшем уровне. Юных таежников пригласили вступить в республиканское детское движение «Дьулуур», поделиться идеями и распространить их в местах компактного проживания северных народов, где культивируется оленеводство. Первоначально движение, среди прочего, было направлено на формирование у юных иенгринцев устойчивого интереса к профессии оленевода, традиционному образу жизни своего народа. А с получением республиканской или даже межрегиональной площадки движение «Я – юный оленевод» будет способствовать созданию положительного образа оленевода-кормильца, хранителя народных традиций и традиционных знаний предков. Поэтому сейчас стоит задача «осовременить» оленеводство, сделать его более привлекательным для молодого поколения, внести в отрасль современные знания и технические новшества.

Именно об этом вопросе говорили накануне праздника Һуктывун в школе на круглом столе «Место юного оленевода в современном мире», в котором приняли участие руководители Индустриального колледжа города Нерюнгри, учителя из национальных школ Южной Якутии и соседней Амурской области, а также китайские гости. Во время обсуждений участники пришли к согласию, что колледж может обучать выпускников школы и давать соответствующие документы, например, права на вождение вездехода, что даст необходимую учебную базу для подготовки дипломированных оленеводов  с дополнительными сопутствующими специальностями – водитель вездехода, водитель трактора, водитель большегрузной машины, сварщик. Для старта проекта итоговый документ мероприятия рекомендует внести обучение на оленевода в качестве внеурочного образования в старших классах школы с последующим обучением в политехническом колледже.

В качестве альтернативы руководитель Информационно-правого центра коренных малочисленных народов Севера РС(Я) «Дялит» (Точка зрения) Андрей Исаков предложил рассмотреть возможность открытия филиала Нижнеколымского колледжа народов Севера, используя потенциал Золотинской школы-интерната. У колледжа из поселка Черский работает подобный филиал в школе села Тополиное, готовя дипломированных оленеводов.

Следует отметить, что специалистами НИИ Национальных школ и республиканского министерства образования также разработана специальная программа для подготовки оленеводов в школах национальных сел. Был рассмотрен вариант с получением статуса агрошколы и наличием при учебном заведении собственного оленьего стада.

В наше время оленеводам приходится овладевать знаниями бухгалтеров и юристов, маркетологов и логистиков, быть хорошими менеджерами. Надо быть на «ты» с техникой. Таковы требования времени.

И если все задумки руководства школы и села Иенгра осуществятся, это непременно даст значимый результат в сохранении оленеводства, как традиционной отрасли эвенков, а значит, и языка. Ведь не зря говорится, что родной язык сохранился в основном в родной стихии оленеводов.

Оленеводство в Южной Якутии испытывает трудности по многим причинам, и озвученный нами кадровый вопрос далеко не на первом месте – основной проблемой все же остается промышленное освоение и урон, который наносится недропользователями оленьим пастбищам.

В Нерюнгринском районе стараются найти золотую середину между промышленным освоением и интересами оленеводческих хозяйств. Район промышленный, на его территории действует несколько широко известных крупных проектов. При этом проводятся этнологические экспертизы и общественные слушания, компании выплачивают хозяйствам компенсации за нанесенный ущерб. А дальше начинается работа экологов и инспекторов по мониторингу ситуации. И здесь уже появляются разногласия – оленеводы познают последствия загрязнений и утечек, в которых все данные «в пределах нормы». И если бы была возможность сбора комплекса проб с соблюдением всех необходимых условий самими заинтересованными лицами, коими являются оленеводы, а последующий анализ вынес вердикт в споре субъектов, то удалось бы избежать обострения напряжения между недропользователями и оленеводческими хозяйствами.

Именно об этом шла речь на заседании комиссии по проблемам малочисленных народов Севера, экологии, сельскому хозяйству, предпринимательству и общественной безопасности Нерюнгринского районного Совета депутатов, на котором присутствовали представители общин и золотодобывающих артелей. Разговор не скатился в область взаимных упреков, а был конструктивным. Так, Ольга Игнатенко, глава села Иенгра, предложила создать общественный экологический совет, в который бы входили главы общин, на чьих территориях ведется разработка золота. Кстати, создание таких советов входит в индикаторы оценки руководства региона. Депутаты и недропользователи обсудили с представителями общин детали дальнейшего взаимодействия, а в ближайшее время будет подготовлено положение общественного совета.

В идеале община КМНС должна была стать первичной ячейкой местного самоуправления народов, и не только заниматься традиционными промыслами, но и вести экологический надзор, обладать функциями охотничьих и рыболовных инспекторов. Общины Южной Якутии стали на один шаг ближе к этому идеалу.

Одновременно с заседанием комиссии в самом селе Иенгра силами ИПЦ «Дялит» и грантового центра Эжаны Атласовой был проведен обучающий семинар для родовых общин.

А на следующий день начался и сам Һуктывун, так любимый жителями и гостями села Иенгра.