Трасса «Аляска-Сибирь»: Самолеты мерзли, а люди держались

120

В малом зале районной администрации 6 июня состоялось совещание оргкомитета по подготовке и проведению праздничных мероприятий, посвященных 75­-летию трассы Аляска­Сибирь.


В ближайшее время предстоит обновить и пополнить список участников строительства перегоночной трассы и перегонки американских боевых самолетов, строителей, работников аэропортов для предоставления в республиканский организационный комитет.

Праздничные мероприятия запланированы на осень. Начиная с сентября, для школьников будут организованы тематические уроки, конкурсы рисунков с последующей выставкой в Русском драмтеатре в столице Якутии сочинений об истории трассы Аляска­-Сибирь, также запланирован ряд экскурсий для ознакомления с историей перегоночной трассы. Помимо этого в календарный план торжеств вошли массовая лыжная гонка и другие спортивные состязания, организация экспедиции по поиску мест летных происшествий с самолетами на территории нашего района.

На заключительном «параде» выступят коллективы художественной самодеятельности района и авиапредприятия.

Всех, кто располагает какой­-либо информацией, касающейся строительства перегоночной трассы АлСиб и перегонки самолетов, просим обращаться в редакцию газеты «Олекма».

АлСиб – воздушная трасса между Аляской (США) и СССР, построенная и начавшая действовать в 1942 году. Являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолётов, которые США поставляли в СССР по договору ленд­-лиза. Американская стартовая площадка трассы базировалась в городе Грейт­Фолс в штате Монтана, а заканчивалась в Номе на Аляске. В качестве второстепенных задач по трассе выполнялась перевозка грузов, дипломатической почты, дипломатических работников.

К октябрю 1942 года на трассе было введено в эксплуатацию десять аэродромов: пять базовых — отремонтированные в Якутске и Красноярске, и новые в Киренске, Сеймчане и Уэлькале; также пять запасных — в Алдане, Олекминске, Оймяконе, Берелёхе (Сусуман) и Марково. Строились аэродромы в Бодайбо, Витиме, Усть­Мае, Хандыге, Зырянке, Анадыре. В СССР было построено 16 аэродромов, в США и Канаде — 15.

Сроки строительства были очень напряженными. Работа не прерывалась ни днем, ни ночью, велась и в 40-50-градусные морозы, в весеннюю распутицу. На стройках работали как вольнонаемные и трудармейцы, так и заключенные ГУЛАГа. Большую помощь оказывало местное население, состоявшее преимущественно из женщин, стариков и детей.

Воздушный мост Аляска – Сибирь таил немало опасностей для пилотов. Недаром АлСиб прозвали трассой мужества. Американские самолёты в сильные холода «мерзли», мороз превращал масло в камень, лопались резина и шланги,­ выходила из строя гидравлика. Подвесные баки, без которых не дотянуть до ближайшего аэродрома, нарушали аэродинамику, усложняли пилотирование истребителей. Неудивительно, что на первый год перегонки пришлось наибольшее количество лётных происшествий, катастроф и потерь.

Это было поистине историческое военное лихолетье. Страна переживала неимоверные трудности. Люди недоедали, им не во что было одеться. И все­-таки они шли долбить, копать, таскать. В непроходимой тайге преодолевая болота, выкорчевывая буреломы, прокладывали дороги, строили мосты и аэродромы. Все знали, что Родина в опасности, и считали себя на фронте. Да, это был изнурительный самоотверженный трудовой фронт, и на нем тоже нельзя было отступать.