Странно представить, что во времена Великой Отечественной войны над небом далекой от военных действий Верхней Колымы летали сотни боевых и транспортных самолетов. Аляска-Сибирь – трасса, которую сейчас называют дорогой жизни, похоронила более 100 летчиков, бортовых авиатехников, связистов, стрелков. Эта дорога жизни пролегала через Зырянку, где находился запасной аэродром.
Каждый год в Дни Победы и окончания Второй мировой войны жители поселка собираются возле памятной стелы, воздвигнутой в честь воинов-летчиков Великой Отечественной войны. Здесь находится могила летчиков перегоночной трассы «Алсиб» Иуды Гродзенского, Алексея Михайлюка и Ивана Суранова. Останки разбившегося самолета были найдены только в 1972 году совершенно случайно. Вертолет, пролетая над Верхоянскими хребтами, заметил внизу что-то блестящее. Развернувшись, летчик приземлил воздушное судно, и нашел там останки самолета, потерпевшего крушение в 1943 году. Неизвестно, сколько еще следов авиакатастроф таят в себе непроходимые якутские болота и тайга. Как обелиски они остались лежать на сопках.
В этом году трассе «Алсиб» исполнилось 75 лет. К этой дате в здании аэродрома Зырянки был организован митинг, на котором работники культуры рассказали и вновь напомнили присутствующим о тех страшных годах и о том подвиге, который совершили люди, работавшие на этой трассе. Присоединились к митингу и улетающие в Якутск пассажиры, ожидающие регистрацию. На несколько мгновений аэропорт «Зырянка» погрузился в воспоминания.
Роман Киселев, ученик Зырянской НОШ, продекламировал стихотворение «Возвращение из полета». Ведущие митинга сообщили, что за время работы трассы на части, обслуживаемой советской стороной, произошла 41 катастрофа перегоняемых самолетов, в которых погибло 115 авиаторов. Тяжелее всего приходилось техникам: ангаров на аэродромах не было, ни холодных, ни тем более теплых. Все работы велись под открытым небом и при любом морозе. Самолеты покрывались льдом, резина промерзала и становилась ломкой, лопались шланги, а вытекающее масло становилось твердым, как камень. Но люди работали.
В Зырянке на пеленгаторе под руководством Георгия Симонова работали радиопеленгаторщики Василий Грузных, Николай Чумаков и другие. Авиационную метеорологическую станцию в поселке открыли в ноябре 1942 года, первыми ее работниками были начальник станции Константин Васюков, техник Анна Ипатьева и синоптик Розенберг.
В феврале 1946 года депутатом Верховного совета СССР, начальником воздушной трассы Красноярск – Уэлькаль Марком Шевелевым от имени Президиума Верховного Совета СССР были вручены медали «За победу над Германием в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» личному составу аэропорта Зырянка.
Этот подвиг должны знать и помнить.