«Восток Инжиниринг»: Руду с Томторского месторождения не будем перевозить по Лене

8939

Компания «Восток Инжиниринг» отказалась от варианта с транспортировкой руды с Томторского месторождения по реке Лене и определила новую концепцию, минимально затрагивающую территорию республики. Об этом сообщил руководитель компании Сергей Сергиенко на специальной пресс-конференции.


По словам Сергея Сергиенко, руда Томторского месторождения редкоземельных металлов будет вывозиться на переработку через Хатангский морской торговый порт.

«Будет построен автозимник до Хатанги, что находится в Красноярском крае, протяженностью около 600 км. На территории республики будет находиться лишь 186 км от этой дороги. Маршрут не предполагает использование рек для перевозки, не пройдет через населенные пункты. Единственная переправа будет через реку Анабар в том месте, где через нее переправляется компания «Алмазы Анабара», — сообщил Сергиенко.

Руководитель компании отметил, что на данный момент выполнена камеральная оценка возможности строительства автозимника, подписано соглашение о намерениях с Хатангским портом. Строительство запланировано на конец 2020 года. Начало перевозки руды – с января 2021 года. Летом 2018 года планируется трассировка будущего зимника.

Сергей Сергиенко добавил, что данный вариант был выбран не только в связи с ажиотажем, поднявшимся среди жителей республики, но и в силу рисков: «Лена довольно строптивая река. Нам бы пришлось строить причалы и ежегодно восстанавливать их. Есть большие риски с меняющимся руслом реки и большим количеством ледовых переправ в зимнее время».

Он также отметил, что помимо предусмотренных законом общественных слушаний и этнологической экспертизы «Восток Инжиниринг» планирует проведение ряда встреч с жителями Оленька и Жилинды.

«На автотранспортном предприятии, которое будет организовано для перевозки руды, создадут до 500 рабочих мест. Приоритет в трудоустройстве будет отдан жителям Якутии и, в частности, Оленекского улуса», — добавил руководитель компании.

Заместитель генерального директора «ТриАрк Майнинг» Василий Захаров также в ходе пресс-конференции отметил, что руда с Томторскогом месторождения не является опасным грузом, а идентифицируется в качестве сырья с повышенным содержанием радионуклеидов. То есть является безопасным для транспортировки. Тем не менее, перевозка будет осуществляться в биг-бэгах по 2-3 тонны.

Министр охраны природы Якутии Сахамин Афанасьев подчеркнул, что представители его ведомства будут сопровождать строительство автозимника. Летом один из министерских сотрудников должен будет наблюдать за трассировкой зимника.

Переработку руды планируется осуществлять в городе Краснокаменск в Забайкальском крае. Туда ее доставят железнодорожным путем после разгрузки в одном из морских портов.

Отметим, что оксиды редкоземельных металлов являются стратегическими материалами, применяемыми в ракетостроении, производстве магнитов, электродвигателей, ветровых и солнечных электростанций, компьютеров, телефонов, химпромышленности и медицине.

Томторское комплексное редкометальное месторождение находится на северо-западе Республики Саха (Якутия) Российской Федерации, в пределах Оленёкского улуса, в 400 км к югу от побережья моря Лаптевых, на водоразделе рек Удя и Чима-ра.

В целом же Томтор — рудный объект, уникальный по запасам и содержанию редких и редкоземельных металлов, который только рудами коры выветривания (~2 млрд т) может обеспечить работу рудника на сотни лет вперед.

Содержания в балансовых рудах составляют: Nb2O5 6,71 %, Y2O3 0,595 %; Sc2O3 0,048 %, TR2O3 9,53 %. Руды участка первоочередной отработки при планировавшихся незначительных объёмах добычи хватит более чем на 100 лет эксплуатации при окупаемости основных фондов предприятия от 4 до 7 лет.

Томторское месторождение является одним из крупнейших в мире. Содержание ниобия колеблется от 23 до 63 кг на тонну породы, и ещё до 93 кг других редких металлов.