Кирилл Алексеев: Мы должны быть сильными, чтобы быть лучшими

1160

Завершился первый этап реформы государственных СМИ в Якутии. Ее автор, генеральный директор холдинга «Сахамедиа» Кирилл Алексеев, 7 июля получил премию «Медиа-менеджер России – 2016», самую престижную награду в отечественной журналистике. «Сейчас якутские гоcСМИ выходят на новый старт», — заявляет Алексеев и объясняет PlanetaSMI.ru, почему успех его информационных площадок касается каждого жителя республики.


— «Чайку» в Москве вы получили за «создание успешной конвергентной редакции». Что стоит за этой формулировкой?

— Прежде всего, больше трех лет работы. Наша команда пришла на предприятие, состоящее из разрозненных редакций. Они были авторитетны и профессиональны, но беспомощны в новой, ежедневно меняющейся мультимедийной среде. Перед нами стояла задача: стать реальными и конкурентоспособными игроками республиканского медийного рынка. Сделать это можно было, объединив ресурсы и модернизировав площадки. Так появился конвергентный холдинг — с двумя газетами «Якутия» и «Саха Сирэ», информационным порталом ЯСИА.ру и суперсовременным медиацентром. Именно эту работу и признало успешной жюри конкурса «Медиа-менеджер России». Для региональных СМИ это действительно высокая оценка. И здесь я бы хотел сказать большое спасибо моей команде: журналистам, редакторам, менеджерам «Сахамедиа». Ребята, победа у нас общая, но и ответственность, которую она налагает, понесем дальше вместе.

— Что конкретно вы изменили в печатных СМИ, когда они стали частью «Сахамедиа»?

— Во-первых, формат. От А2 мы перешли к формату А3. Он позволил сделать газету более удобной и понятной читателю. Мы радикально поработали со стилем и оформлением журналистских материалов: теперь якутские госСМИ соответствуют современным стандартам печатных изданий. Более доступным стал дизайн газет, со страниц госизданий исчез избыточный и неуместный пафос. Во-вторых, мы пошли на сокращение количества выходов: было пять газет в неделю, стало сначала четыре, потом — три. С 2017 года мы перейдем на двухразовый еженедельник. Для каждого выпуска разработаны редакционная модель и система распространения.

— Как шли к мультимедийности?

— На базе редакции сайта ЯСИА в 2014 году была образована Единая служба новостей, начато повышение квалификации сотрудников. Приобрели оборудование для производства видео. Сейчас практически ежедневно ведутся прямые онлайн-трансляции проводимых в медиа-центре мероприятий. Журналисты холдинга, включая газетчиков, научились работать с камерами, создают собственные программы: «Акцент», «Вокруг да около», «Как это устроено», записываются видеоанонсы газет, видеодневники крупных республиканских мероприятий. В январе этого года, ко Дню российской прессы, портал archive.ysia.ru перезапустили. У новой версии сайта — современный дизайн, множество новых опций. Она очень динамична и удобна для пользователя.

— Вы первыми в Якутии освоили жанр лонгрида…

— Да, для нас это был большой шаг. В августе прошлого года подготовили масштабный материал «Война и жизнь», посвященный уникальным фотоснимкам Первой мировой войны. Снимки сделал военный врач Константин Доброхотов, и судьба их драматична. Сам процесс создания мультимедийного материала занял у нас около месяца. Работала целая команда. Это удачный пример той самой «конвергенции», когда один продукт объединяет разных специалистов журналистского цеха.

— Вы рискнули работать в крупном жанре, когда все вокруг говорят о том, что люди перестают читать большие тексты: нужны только новости и картинки…

— Мы просто поверили в нашего читателя. Если лонгриды сегодня имеют большой успех в зарубежных и федеральных СМИ — это жанр с быстрорастущей аудиторией, то почему якутскому интернет-пользователю они не должны быть интересны? Я очень рад, что мы оказались правы: наш читатель «проголосовал» за этот материал просмотрами, и с того момента работа над интернет-очерками идет в нашей редакции в штатном режиме.

— Как построена система редакционного планирования?

— Мы освоили режим «мультидеска» — редакционного совета, состоящего из газетчиков, интернетчиков, дизайнеров, телевизионщиков, менеджеров. Фактически это практика объединенных планерок, на которых единая повестка холдинга «нарезается» по разным форматам и площадкам.

— Как в эту повестку встраивается ваш новый медиа-центр — площадка, уже заслужившая репутацию одной из лучших в России?

— Медиа-центр, предназначенный для пресс-конференций, презентаций, семинаров, разного рода дискуссионных форматов, теле-мостов, продолжает и дополняет нашу общую информационную работу. События, с которыми мы работаем здесь, находятся в контексте общереспубликанской информационной картины. Но гораздо важнее, что мы активно идем к тому, чтобы самим организовывать общественные мероприятия, самим становиться ньюсмейкерами. То есть не только поддерживать важные для общества дискуссии, но и инициировать их, становиться продюсерами ключевых событий в республике, не только медийным, но прежде всего социальным центром. Именно такую задачу ставил перед нами глава Якутии Егор Борисов, когда в июне 2015 года лично открывал эту площадку. Именно поэтому столько сил и внимания уделено тому, чтобы медиа-центр был оснащен по последнему слову техники, включая даже трансформируемую мебель. Комплекс полностью соответствует техническим и функциональным требованиям к медиаобъектам федерального значения. Многие, впервые попав сюда, поражаются «космическому» уровню. А почему он должен быть иным? Медиа-центр и его мероприятия – это вклад в репутацию Якутии. Например, классик мирового кино, польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси прямо сказал нам: «Я многое видел, но у вас в медиа-центре, как в Швейцарии: все работает так, как надо, четко, точно, слаженно». Такая оценка дорогого стоит. Подчеркну, что двери медиа-центра открыты для всех якутских журналистов, включая оппозиционных.

— Ваши оппоненты скажут: с бюджетными деньгами легко быть успешными…

— У нас в республике глава поощряет социально значимые проекты как государственных, так и частных СМИ. Однако нельзя забывать и об эффективности государственных вложений. В нашей отрасли — это прежде всего оценивается уровнем информированности населения. Граждане Якутии имеют право знать не только то, что где-то что-то идет не так, но и о том, что хорошего происходит, в том числе и с участием самих граждан. А на объективную информацию у большинства якутских СМИ как будто наложено табу. Увы, иногда содержание ряда информационных ресурсов напоминает одну большую помойку: здесь дымится, там горит, тут плохо пахнет…Там наркоманы, здесь педофилы. Власти — плохие… Понятно, что на этой жареной информации можно заработать, так сказать, монетизировать ее, но нужно видеть и другую сторону медали. СМИ, входящие в состав «Сахамедиа», дают объективную, релевантную, адекватную повестке дня, социально значимую информацию.

— Доминирование социально значимых тем в ваших СМИ подтверждено официально…

— Да, наши газеты «Якутия» и «Саха Сирэ», по заключению экспертного совета при Роскомнадзоре, вошли в перечень социально значимых изданий Российской Федерации. Кроме того, в этом году обе газеты получили господдержку от федерального агентства Роспечать, «Якутия» — за цикл публикаций об Арктике, «Саха Сирэ» — за молодежное приложение «Эдэр Саас».

В настоящее время «Якутии» и «Саха Сирэ» — общественно-политические издания высокого профессионального уровня. И мы его регулярно подтверждаем. В апреле главному редактору газеты «Якутия» Виталию Андрианову был вручен знак отличия «Золотой фонд прессы – 2016». Экспертный совет, который возглавляла декан журфака МГУ Елена Вартанова, особо выделил газету «Якутия», присудив знак самой высшей, первой степени.

— Но все-таки в республике активно ведутся споры о том, насколько в принципе целесообразно расходовать бюджетные средства на средства массовой информации.

— Если это так, то тогда давайте ставить вопрос о необходимости развития экономики и о том, нужен ли нам в принципе рост уровня жизни населения. Информационная работа напрямую влияет на репутацию и имидж региона. А это – один из основных показателей инвестиционного климата территории, основа ее туристической привлекательности. Это наши с вами деньги. Которые либо придут в республику, либо уйдут к другим регионам. В современном мире, где все бизнес- и политические решения принимаются на основе информации, добывающейся в два клика, не вкладывать в информационную работу, касающуюся позиционирования региона, было бы не просто утопией, но преступлением. Поэтому мы в своей стратегии развития закладываем расширение работы с федеральными СМИ. Партнеры «Сахамедиа» — наиболее рейтинговые федеральные СМИ: РИА «Новости», ИТАР-ТАСС, Интерфакс, «Аргументы и факты», «Комсомольская правда» и пр. Привлекаем грамотного представителя в Москве, поскольку работа эта непростая, кропотливая…

— И недешевая…

— Мы полагаем, что не все можно купить за деньги. Многие материалы могут быть интересны федеральным СМИ просто в силу качества исполнения и интереса к самой теме. Поэтому большое внимание мы уделяем повышению квалификации работающих у нас журналистов. Тренинги и стажировки для них проводятся регулярно. Мы рады тому, что с нами работают признанные российские медиа-эксперты и практики.

— Вы сказали о том, что ваши пресс-площадки открыты для всех журналистов, не только государственных. По вашему мнению, стена между журналистами государственных и частных СМИ сегодня действительно настолько высока, как о ней говорят?

— Я считаю, что противостояние «частников» и «государственников» сегодня – миф. На вручении премии «Медиа-менеджер России» мы были на одной сцене с шеф-редактором «Коммерсанта» Сергеем Яковлевым, генеральным директором ИД «Аргументы и факты» Русланом Новиковым, заместителем генерального директора ИД «Комсомольская правда» Романом Кармановым и т.д. Всё это менеджеры частных СМИ, причем очень разных по своим политическим взглядам. Медийный рынок в эпоху интернета настолько прозрачен для читателя и динамичен для участников, что ни о каких подковерных играх тут и речи быть не может – аудитория сегодня умна и мгновенно «считывает» любую фальшь. Журналистское сообщество, занимающееся реальным делом, сейчас занято конкуренцией именно за внимание аудитории, и воевать между собой нам просто некогда — это пустая трата ресурсов. Ну кто-то, может, конечно, хочет воевать, это, как говорится, их проблемы. Счет в борьбе за внимание читателя идет на минуты, на секунды. А значит, и ставки высоки. Мы должны быть сильными, чтобы быть лучшими. В нашей команде «Сахамедиа» мы не позволяем себе даже думать иначе.

Генеральный директор «Сахамедиа» — лауреат национальной премии