Кирилл Алексеев: ГосСМИ должны защищать интересы якутян

3627

В сентябре холдинг «Сахамедиа», в состав которого входят госСМИ Якутии, объявил о втором этапе реформирования. Одним из самых «громких» шагов оказался переход государственных газет на большие тиражи и бесплатное распространение. Для читателей эта новость стала сенсацией с большим знаком плюс: и уже сегодня «Сахамедиа» сообщает о выполнении плановых показателей на 2017 год. Очевидно, что людям газеты нужны.

Однако журналисты и редакторы частных якутских средств массовой информации объявили медийной госреформе настоящую войну: на своих площадках они буквально устроили травлю коллегам из государственных изданий. Мы предлагаем генеральному директору «Сахамедиа» Кириллу Алексееву ответить на самые острые вопросы и вызовы оппонентов.

— Давайте начнем с главного: вас упрекают, что распространять газеты бесплатно вы решили после того, как якобы провалили традиционную подписку. Не смогли продать и теперь раздаете…

Оставим эмоции и посмотрим на факты. Традиционная подписка на газеты падает сегодня во всем мире. В Якутии федеральное издание «Комсомольская правда» еще 5 лет назад имело тираж 6000. У ее главного конкурента, «Аргументов и Фактов», тираж был 12000. Сейчас у «АиФа» осталось всего три тысячи, а «Комсомолка» ушла с якутского рынка совсем.

В 21 веке, когда вся основная информация — в интернете, на радио и по телевизору — бесплатна, когда ее объем за последние десятилетия возрос в сотни раз, у издателя, неважно, государственный он или частный, остается все меньше аргументов, чтобы заставить человека покупать бумажную газету. И здесь оппоненты реформы не дадут нам соврать: их собственные тиражи за последние годы упали глобально.

Так, еще в 2012 году газета «Якутск вечерний» заявляла тираж около 60 тысяч экземпляров. Сегодня в выходных данных значится цифра 35 тысяч – сокращение почти в 2 раза за 4 года. У газеты «Кыым» процентное падение меньше, но тоже впечатляет: с 34 тысяч до 23-х. Винить сегодня СМИ в том, что они уходят от модели классической подписки, — все равно, что упрекать человека за выбор автомобиля вместо лошади. И профессионалы печатного бизнеса это прекрасно понимают.

Еще один аргумент в пользу принятого решения: налогоплательщики уже оплатили из своего кармана издание государственных газет.

Почему же мы, следуя устаревшей традиции и продавая наши газеты, заставляем подписчиков платить за эту газету еще раз, понимая при этом, что деньги от подписки не покрывают затраты на издание газеты?!

«Заплатив налоги, наш читатель уже оплатил свою газету и имеет право получить ее без дополнительных условий»

Появление бесплатных государственных газет – это шаг, важный не только для государства, но и для жителей республики. Газета с большим тиражом – настоящая общественная трибуна. Это публичная площадка, ее работа — на виду у всей республики, и каждый якутянин может ее оценить и воспользоваться ее плодами. У людей наконец-то появляется возможность реально обсуждать важные для них вопросы.

— Вот и оппоненты реформы просят главу Якутии и вас «повышать престиж» газет. Но инструменты предлагают другие: по их мнению, надо создавать «современную систему доступа к производимому продукту – информации (библиотечной, каталожно-электронных системах, социальных сетях, международной интеграции и др.)»

 — Это все популизм и спекуляция. Причем с аргументами, не выдерживающими никакой профессиональной критики. Люди, заявляющие сегодня о том, что вместо бесплатного распространения надо нести газету в библиотеку, и таким образом она попадет к читателю, расписываются в своей профессиональной непригодности, незнании потребностей читателей, в абсолютном непонимании сферы, в которой они работают. Давайте выйдем на улицу и спросим любого человека, давно ли он ходил в библиотеку, чтобы почитать там газету.

— А вы, объявляя о переходе на бесплатную подписную модель, интересовались у людей на улице, нужна ли им бесплатная газета?

— Перед тем как принять такое решение, мы проводили серьезный мониторинг российского и регионального рынков, анализировали ситуацию. Свои предложения защищали у главы республики. И — да, мы проводили опросы на улицах – люди нас полностью поддержали.

— И все-таки с чем вы связываете такой острый интерес к госСМИ со стороны коллег-частников и столь жесткую критику ваших действий?

— За последние 20 лет все привыкли к ситуации, когда оппозиционные СМИ, лоббирующие интересы своих владельцев и спонсоров, – это агрессивные и яркие издания. А государственные сайты и газеты – лишь их бледная и официозная тень, не способная конкурировать с якобы свободной прессой. С появлением «Сахамедиа» расстановка сил начала меняться. На первом этапе мы провели организационные изменения. Сейчас заявили о переменах, которые радикально затронут форматы и содержание госСМИ. Мы говорим о бесплатных, действительно народных газетах, и жители Якутии поддерживают нас.

На стадии запуска — новые сайты: первый в республике полноценный сайт на якутском языке и свободная дискуссионная площадка на русском. Мы одними из первых в России выполняем требование федеральных властей и переводим государственное предприятие на проектную модель управления: оптимизируем штатное расписание, внутриредакционные процессы. Мы готовы вывести работу с видео в интернете на уровень профессионального интернет-тв. И это не обещания, это плановая реформа, результаты которой сегодня уже видят все.

Как только у нас появились первые успехи, и стало очевидно, что мы не отступим от наших планов, у реформы нашлись оголтелые недоброжелатели. Те, кто заинтересован в том, чтобы государство и его институты сегодня продолжали быть слабыми, пассивными и ведомыми. Те, для кого бесхребетные малотиражные госСМИ всегда были удобными и комфортными соседями по рынку, – можно писать любое вранье и «заказуху» и знать, что у государства и жителей Якутии нет достойных площадок для ответа.

По задумке наших оппонентов, государственные СМИ Якутии должны были и дальше вяло пережевывать бюджетные деньги, быть удобным объектом для пинков и не мешать «частникам» продолжать вводить жителей республики в заблуждение и дестабилизировать социальную обстановку в регионе.

Нет сомнения, что эти люди, устроившие травлю коллективу «Сахамедиа» (а у нас работает больше 100 человек!), не заинтересованы ни в развитии нашей республики, ни в конструктивной работе над существующими в Якутии проблемами, ни в благополучии якутян. Все, чем такие люди живут и, главное, зарабатывают, — это скандал, чернуха и паника. Их повестка — это фактически информационная война против якутян. И как только госСМИ встали на защиту жителей республики, мы увидели все, на что способны наши так называемые «независимые» СМИ.

— В ваш адрес звучат и оскорбления, и откровенная ложь…

— Эти, с позволения сказать, комментаторы, с националистическим душком, постоянно пытаются подчеркнуть, что я «приезжий», неместный, что я без конца тут все «разваливаю», после чего планирую уехать в «теплые края».

А я, если кто не знает, родился в Якутии 47 лет назад, отсюда призывался в армию; окончил Якутский государственный университет; здесь родились трое моих детей. У меня масса друзей и единомышленников, разделяющих мои жизненные позиции и взгляды. Так что якутская земля – моя родная земля, и уезжать отсюда я не собираюсь.

Национальная карта в кампании против государственных СМИ сейчас разыгрывается по полной программе. Эти товарищи договорились даже до откровенных угроз в адрес главного редактора «Саха сирэ».

Будто бы мы «хороним» национальную прессу. Каким образом? Кратно увеличивая тираж ведущей национальной газеты «Саха сирэ»? Стремясь к тому, чтобы доставить любимое многими якутянами издание бесплатно в каждый улус, в каждый дом? Запуская новый сайт на якутском языке для молодежи? Воспитывая новую смену журналистов и читателей? А может быть, наше коварство в том, что мы сейчас готовим к запуску масштабный, современный мультимедийный проект, посвященный предстоящему в 2022-м году 100-летию республики, благодаря которому о нашем регионе узнают еще больше людей во всей России? Якутия – национальная республика. И одна из основных задач нашей работы – хранить и развивать якутский язык, основу нашей национальной идентичности.

— Вас упрекают в том, что своей активностью вы рушите тиражи еще одного государственного национального издательства  —  “Сахапечати”.

— «Сахапечать» специализируется на литературно-художественных, социальных изданиях. И о конкуренции с информагентством и общественно-политическими газетами речи быть не может.

— Но с частниками вы все-таки конкурируете…

— И это вторая причина их агрессии – они воюют за свои деньги. Сегодня каждый гражданин понимает, что в период экономического кризиса необходимо стремиться к тому, чтобы снижать нагрузку на бюджет. Я неоднократно подчеркивал, что наша реформа проходит без привлечения дополнительных бюджетных средств. И с экономической точки зрения она направлена на то, чтобы госСМИ становились финансово более самостоятельными. А для этого мы должны заинтересовать рекламодателя. С января 2017 года, когда большими тиражами выйдут бесплатные газеты и запустятся новые сайты (мы не сомневаемся в том, что сумеем сделать их популярными), наша коммерческая служба сможет сделать местным и федеральным рекламодателям предложение, не имеющее аналогов в республике. Конечно, это может ударить по нашим конкурентам. Но ведь именно они постоянно упрекают нас в том, что в «Сахамедиа» СМИ низкого качества и мы сидим на шее у налогоплательщиков. Но как только мы стали развиваться и делать более качественный продукт, они тут же разворачивают протестную кампанию. Такое вот профессиональное и человеческое лицемерие.

— Ваши оппоненты считают, что «полноценная, качественная газета никогда не будет раздаваться бесплатно»… Вы можете привести успешные примеры аналогичных бесплатных газет в России и в мире?

 Самая известная в мире бесплатная газета с качественным содержанием – это газета «Metro». На российском рынке она тоже оказалась очень успешной – вы наверняка видели ее в Москве и Санкт-Петербурге. Мне, может быть, и хотелось бы сейчас присвоить первенство в бесплатном распространении газет, но это будет неправильно: масса интересных и очень качественных изданий уже давно распространяется бесплатно. Это не новый тренд, ему около 8-10 лет. Например, в Москве, где самый качественный и дешевый интернет в стране, газеты муниципальных округов распространяются на своей территории бесплатно. Их тиражи – в районе 400 — 500 тысяч экземпляров каждая. Сколько же можно нам в Якутии закрывать глаза на очевидные вещи: мир изменился, люди не хотят покупать газеты?! Но это не значит, что им не нужна информация.

— Нужна ли? Предрекают, что ваши газеты будут пачками валяться по подъездам и государственным учреждениям…

— Я отвечу. В столице республики у нас сейчас около 100 брендированных стоек, на которых вторничный номер газеты «Якутия» можно взять бесплатно. Так вот десятитысячный тираж, который мы выкладываем на эти стойки, во вторник разлетается за несколько часов. Чуть дольше газеты могут лежать, например, в поликлиниках: там люди, почитав в очереди, не забирают их с собой, понимая, что завтра они могут пригодиться другим ожидающим пациентам. А всех, кто волнуется по поводу бесплатного распространения наших газет по ящикам, я спешу успокоить. По поручению главы республики мы проработали все логистические схемы и достигли договоренностей с «Почтой России». Накануне заместитель директора по почтовому бизнесу УФПС Хабаровского края — филиала ФГУП «Почта России» макрорегиона «Дальний Восток» Антон Кириков заявил, что «Почта России» гарантирует бесперебойную доставку бесплатных государственных газет жителям Якутии.

Наши партнеры, «Почта России», поддержали нас и предложили льготные расценки. Это значит, что в 5 раз больше якутян получат качественную и интересную газету. Кстати говоря, многие из наших потенциальных читателей, прежде всего жители якутской глубинки, – это люди, у которых небогатый выбор источников информации. Имеем ли мы право лишать их новостей по самым острым, социально значимым вопросам? Так, например, в сентябре мы в рамках реформы подготовили совместно с министерством имущественных и земельных отношений республики наш первый тематический проект «Гектар». Стартовал он специальными выпусками газет «Якутия» и «Саха сирэ». В них мы собрали всю полезную и актуальную информацию по нашумевшему «дальневосточному» гектару.

Совокупный тираж двух газет превысил 100 тысяч экземпляров. Эффект был колоссальный. Во-первых, после этих спецвыпусков мы как раз и получили тысячи заявок на будущие бесплатные газеты. А во-вторых, Якутия по состоянию на середину октября занимает первое место в ДФО по количеству поданных гражданами заявлений на предоставление земли по закону о «дальневосточном» гектаре. Таким рывком мы преодолели информационный вакуум, люди узнали о своих правах и возможностях и начали действовать. Это, кстати, наш ответ всем, кто считает, что бесплатные и тем более государственные СМИ не могут быть полезными и интересными.

— Вы уверены, что сможете гарантировать высокое качество ваших крупнотиражных газет? Ваши оппоненты пишут, что лучшие журналисты «Сахамедиа» массово увольняются.

— Типичные приемы для того, чтобы посеять панику как среди читателей, так и среди наших сотрудников. Я официально заявляю, что на данный момент ни у меня на столе, ни в отделе кадров нет ни одного заявления об увольнении по собственному желанию. При этом мы предоставляем широкие возможности для роста и развития журналистов «Сахамедиа». Но здесь я попрошу никого не обольщаться. Появление больших тиражей бесплатных СМИ и запуск новых интернет-сайтов кардинально, по моему мнению, меняет роль журналиста холдинга. Одно дело, когда ты пишешь для десяти тысяч человек, а другое — когда знаешь, что твои публикации увидит вся Якутия. Это огромное влияние. Но это и колоссальная ответственность. В таких условиях халтура не пройдет. Каждая строчка теперь будет на виду. И поэтому я публично готов повторить то, что говорю своим сотрудникам ежедневно: наши СМИ должны иметь по-настоящему качественное содержание. Уже сейчас мы запускаем специальные проекты по социально значимым темам. «Гектар» — первый из них. Впереди – долгоиграющие проекты, посвященные жизни якутских улусов, культуре и национальным традициям Якутии, промышленности республики, людям труда. На работу над этими проектами мы бросим лучшие журналистские силы. Уверены, что благодаря большим тиражам газеты «Якутия» и «Саха Сирэ» получат вторую, новую жизнь. Это будут по-настоящему народные издания, реальное достояние всех жителей республики.