Насколько эффективно используются бюджетные деньги на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья? В чем причины нарушений, кто виноват и кто отвечает за сроки и качество строительства? На эти вопросы дала ответы проверка, проведенная Счетной палатой Республики Саха в муниципальных образованиях республики. О результатах «Якутии» рассказал аудитор Владимир Птицын.
Начинать надо с программы
Это плановое контрольное мероприятие, включенное в план работы по предложению Госсобрания (Ил Тумэн). Начнем с того, что, хотя региональная подпрограмма и называется «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья», в ней нет целевого индикатора по численности граждан, хотя в российском распоряжении этот показатель присутствует.
Анализ программ, как республиканской, так и муниципальных, показал, что при их формировании предусматривалось, например, не полное, а частичное расселение жителей одного дома поэтапно, так что люди, живущие в одном доме, переселяются в разное время. Это идет вразрез федеральному закону №185.
Проверка выявила, что в условия контрактов неоднократно вносятся изменения объемов, продлеваются сроки исполнения, что существенно тормозит работу по переселению. Есть и другие нарушения.
Годом раньше, годом позже…
— Одно из главных нарушений — несоблюдение сроков выполнения работ, установленных соглашениями, — говорит Владимир Птицын. – Так, на 24 ноября 2015 года плановые индикаторы по этапу 2013 года достигнуты лишь на 84%. И это при установленных сроках завершения работ до 31 декабря 2014 года. Соответственно по этапу 2014 года на 41% (срок завершения до 31 декабря 2015 г.).
Кого проверили
Мероприятие проходило с сентября по декабрь 2015 года в Министерстве архитектуры и строительного комплекса РС(Я), городах Нерюнгри, Ленск и Якутск, поселках Чульман, Беркакит и Серебряный Бор Нерюнгринского района, Сунтарском наслеге и Оленекском эвенкийском национальном районе. Отбор муниципальных образований велся с учетом объемов строительства и выделенных средств. Особо учитывалось, чтобы одновременно на тех же объектах не было других контролеров.
Виноваты в этом не только строители. Программа начиналась тяжело во всех муниципальных образованиях. Главная причина — позднее поступление средств в республику.
Еще одна причина – цена за квадратный метр. Так как строительство ведется за счет бюджета, стоимость определяется федеральным министерством, республика добавляет средства, но до рыночной цена все равно не дотягивает, в связи с этим во многих муниципалитетах торги проходили вхолостую. Назначались новые, а время уходило. Но в 2015 году большая часть муниципальных образований выровнялась, и некоторые даже закрыли этап 2015 года.
Хотя согласно 44-ФЗ внесение существенных изменений в контракты в части цены и объемов не допускается, проверка выявила единичные случаи в Оленьке. Ими будет заниматься Минфин республики.
Анализ контрактов, заключенных в рамках второго этапа, выявил еще ряд нарушений, самое серьезное — муниципальные образования проводят переселение граждан из аварийного жилищного фонда без оформления договоров найма или обмена и др.
Меньше ответственности
Конечно, переселение – головная боль глав муниципальных образований: организация торгов, оформление всевозможной документации, проект, работа с подрядчиками, контроль за строительством. Гораздо легче и проще участвовать в долевом строительстве, где за все отвечает застройщик, только плати. Такую схему опробовали в Нерюнгри, забыв даже проконтролировать результат.
«Подрядчик этим воспользовался, — рассказывает Владимир Птицын, — сменил ванны и трубы на более дешевые, не выполнил работы по благоустройству, телефонизации. В результате контроль выявил 17 миллионов, «сэкономленных» на разнице в цене материалов и невыполненных работ. С такой схемой мы сталкиваемся и при других проверках, это происходит, когда главы администраций самоустраняются».
В городе Ленске есть еще один вид нарушений – получить средства на малоэтажное строительство (до трех этажей), а построить пятиэтажку. Но это разные программы, а значит, и карманы разные. В принципе это решаемый вопрос. Необходимо лишь изменить в документах источники финансирования и внести изменения в программу. Почему же главы не выходят с такими предложениями на Министерство архитектуры и строительного комплекса? Более того, ищут защитников от Счетной палаты в правительстве?
Без руля и ветрил
— В нашем понимании контроль – это прежде всего выезд на объекты, — убежден аудитор Счетной палаты Владимир Птицын. — Муниципальные образования же считают, что не должны осуществлять контроль за ходом строительства, отсюда и возникают проблемы с качеством. Например, опять-таки в Нерюнгри в построенных домах устанавливаются лифты и мусоропроводы. Только они не работают. Согласно заключенным контрактам должна быть телефонизация, а фактически этого нет. О благоустройстве и говорить не приходится. А все потому, что нет должного контроля.
Проверка выявила, что не везде есть проекты и заключение госэкспертизы, а ведь еще в конце 2014 года это стало обязательным, если при строительстве используются федеральные средства.
Есть вопросы и к приемке готовых строений. Согласно 185-ФЗ должна быть сформирована комиссия, в которую входят представители определенных структур, в том числе Госстройнадзора и общественности. Не осуществляет контроль на должном уровне и главный распорядитель бюджетных средств – Министерство архитектуры и строительного комплекса РС(Я).
Проверка выявила, что к застройщикам, нарушающим контракты, повсеместно не применяются меры ответственности, не предъявляется неустойка по расторгнутым контрактам за пользование денежными средствами до их возврата. Почему? Может быть, главы не хотят портить отношения с застройщиками, которых на местах и так немного? Сегодня, когда в документах на торгах указывается труднодоступность территории, количество иногородних строительных фирм приблизилось к нулю. Но своих-то мы можем научить быть добросовестными!
Придется исправлять
По итогам проверки Счетная палата направила представление в Минстрой, где указываются все выявленные недочеты и ошибки. Это не рекомендации, а согласно Бюджетному кодексу документ, обязательный для рассмотрения в указанный срок. Меры ответственности в виде штрафов и изменений объемов межбюджетных трансфертов должно применять уже министерство. Но главное, исправить недоделки, и пока это не будет сделано, Счетная палата не снимает с контроля и не закрывает проверку.
Составлены два административных протокола на глав муниципальных образований. Представления направлены в адрес администраций муниципальных образований, а отчет — в Госсобрание (Ил Тумэн) и Правительство РС(Я), информация ушла в Минфин республики и Госкорпорацию — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Так что исправлять нарушения и недоделки придется.
Из большего в меньшее
Согласно ст. 81 Жилищного кодекса РФ допускается переселение граждан в квартиры меньшей площадью, чем старые. Тем более что во всех населенных пунктах республики квадратура в аварийном жилье бывает больше, чем в строящихся домах, особенно в социальном жилье.
Однако при переселении в жилье меньшей площади обязательное условие – письменное согласие граждан. Однако в региональной и муниципальных программах по переселению этого пункта нет, а значит, выявленные случаи являются нарушениями.
Оформим потом
Понятно, что дом строится не в воздухе, нужен земельный участок. Однако далеко не у всех застройщиков есть на них правоустанавливающие документы под строительство. Как правило, эта земля муниципальная, для оформления документов для передачи участков данному застройщику требуется время, а сроки поджимают. Поэтому сначала строительство, а оформление документов на землю потом стало обычной практикой.