Скандал на дорогах Устьянья может отразиться на завозе грузов в северные районы

628

Было время, когда на дорогах жизни Усть-Янского района большегрузных машин катастрофически не хватало. Их собирали по всей республике для доставки угля из Усть-Куйги, Нижнеянска в Депутатский, Батагай, а затем нефтяного котельного топлива, и в Саккырыр Эвено-Бытантайского улуса.

Сегодня ситуация изменилась, и на зимниках, где задействовано более 300 единиц техники, стало тесно. Да настолько тесно, что в среде дорожников разгорелся скандал, суть его может напрямую отразиться на завозе жизнеобеспечивающих грузов в северные районы.

Комиссия: состояние дорог удовлетворительное

На прошлой неделе представителям исполнительных и законодательных органов власти было направлено письмо за подписью 64 водителей, осуществляющих завоз угля и ГСМ по региональным дорогам Усть-Куйга – Депутатский, Усть-Куйга—Батагай, Усть-Куйга –Нижнеянск. Вот что они пишут:

«Мы, водители с 20—30-летним стажем, просто не помним таких дорог в Устьянье. Они скользкие, спуски и подъемы не подсыпаются, работать с прицепами невозможно, да и опасно для жизни. По всей трассе снежная качка, перевалы от заносов своевременно не чистятся. Дорожников практически не видим. Техники у них нет, дорогу укатывают погрузчиком и бульдозером поперек полотна, из-за чего образуются качка и «гребни», по которым невозможно ездить. По трассе Усть-Куйга – Нижнеянск от автозимника осталось одно направление.
У нас возникает вопрос: как мог выиграть тендер предприниматель А.М. Кривошапкин, не имея дорожной техники, а специализированное предприятие в Усть-Куйге, где она есть, просто уничтожают?».

В считанные дни туда вылетела правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Госкомобеспечения РС(Я) Жаном Бурцевым. Проведя совещание с участием инициатора жалобы Андрея Мошкова, она пришла к выводу, что указанные трассы находятся в удовлетворительном состоянии.

Смена хозяев

Впрочем, чтобы понять причины, побудившие водителей подписаться под письмом, стоит взглянуть на ситуацию немного с другого ракурса, похоже, дело не только в техническом состоянии трассы. До 1 января 2016 года за дороги жизни в арктическом районе много лет отвечало Управление автомобильных дорог РС(Я). В Усть-Куйге базировалось предприятие, традиционно получающее подряды упрдора, — ООО «Куйга Автодор», у которого имелась шнекороторная и другая дорожная техника для очистки снежных заносов и выполнения прочих дорожных работ.

После передачи полномочий по обслуживанию и содержанию дорог созданному два года назад казенному предприятию «Дороги Арктики», базирующемуся в поселке Белая Гора Абыйского улуса, новый заказчик провел аукцион на определение подрядчика на плече Усть-Куйга— Депутатский и Усть-Куйга – Нижнеянск. Трассу Батагай- Усть-Куйга «Дороги Арктики» взялись обслуживать самостоятельно.

Кстати, по словам заместителя гендиректора предприятия Николая Попова, на этом участке работают три колесных трактора К-700 и два «Урала». В прошлом году было приобретено на бюджетные средства 55 единиц новой дорожной техники, хотя размещать ее пока негде, своих гаражей в Усть-Янском районе у «Дорог Арктики» нет.

Аукцион раздора

Но вернемся к подрядам на плече Усть-Куйга—Депутатский и Усть-Куйга—Нижнеянск. Аукцион по ним проходил в электронной форме, победу одержал индивидуальный предприниматель Алексей Кривошапкин. У водителей из Усть-Куйги, которые на протяжении многих лет были стабильно обеспечены подрядами на этих трассах, результаты аукциона вызвали, по крайней мере, удивление.

Алексей Кривошапкин ранее к дорожной отрасли отношения не имел, водители знают только о его работе в правоохранительных органах и поэтому недоумевают, откуда взялось это новое предприятие. При этом задаются вопросом, каким образом оно может быть сразу обеспечено необходимыми кадрами и техникой? И самый главный вопрос: почему подряд не достался ДРСУ «Куйга Автодор»?

Генеральный директор КП РС(Я) «Дороги Арктики» Владимир Чусовской по поводу результатов аукциона сообщил, что усть-куйгинское автодорожное предприятие на участие в аукционе документы вообще не подавало. В свою очередь собственник предприятия Михаил Чиряев это подтвердил, пояснив, что условия контракта изначально были такими, что участвовать в аукционе не имело смысла:

Объемы и стоимость дорожных работ в контракте неоправданно занижены, хотя объективные условия — постоянная пурга, связанные с ней риски, и расстояния между населенными пунктами, не изменились. Один день метели на 50-километровом плече Усть-Куйга–Нижнеянск перечеркивает враз все, что с огромными затратами и человеческими усилиями делалось до этого, и нужно начинать все заново. С такими условиями контракта мы не пошли на аукцион. В итоге предприятие с дорожной техникой и теплыми гаражами пришлось заморозить, сейчас оно находится на стадии продажи. 70 человек, чтобы прокормить семьи, зарабатывают на жизнь кто как может.

Противоречивые факты

Что мы в итоге имеем? С одной стороны, лишившиеся подряда дорожники, которые за годы работы изучили свои участки как пять пальцев, знают на них каждую пустоту и как ее утрамбовывать, откуда метет и что с этим всем делать, чтобы не было узкой колеи, «гребенки» и качки. С другой стороны – результаты аукциона. И вроде бы корень проблемы может быть в чисто коммерческом конфликте интересов хозяйствующих субъектов, борьбе за подряды, выходящей за рамки законных процедур.

Хотя в то же время уже немало сказано о том, что федеральное законодательство в части проведения аукционов и торгов далеко от совершенства. Нередки случаи, когда аукцион идет как гонка на понижение цены без оглядки на качество, в которой победу одерживает тот, кто меньше запросит, но и выполнить работу надлежащим образом не сможет.

Но при этом у руководства казенного предприятия «Дороги Арктики» на руках имеются письма от глав муниципальных образований Усть-Янского, Верхоянского и Эвено-Бытантайского районов, подтверждающие, что региональные дороги у них в удовлетворительном состоянии. К такому же выводу пришла правительственная комиссия во главе с зампредседателя Госкомобеспечения РС(Я) Жаном Бурцевым.

Цена ошибки

И ладно бы все дело было просто в конфликте двух предприятий. Однако ситуация усугубляется тем, что речь идет о завозе жизнеобеспечивающих грузов, который идет в напряженном режиме. В Верхоянский, Эвено-Бытантайский улусы до закрытия зимников твердого топлива надо поставить еще около 30 тыс. тонн, то есть половину запланированного объема, нефтяного — 6,7 тыс. тонн. Будем надеяться, что курсирующие на разных направлениях 315 машин справятся с неимоверно сложной задачей. И опережающий завоз в арктические населенные пункты будет осуществлен в полном объеме.

Но какой ценой это делается, если в 60 км от Усть-Куйги уже несколько машин и прицепов с углем перевернулись или провалились в пустоты? Поднять их смогут только летом, когда дороги подсохнут. Пока обходится без человеческих жертв. Но в феврале-марте на дорогах появятся наледи, и риск не справиться с управлением на опасных участках возрастет в разы.

На кону не просто чьи-то подряды, а жизнь нескольких северных улусов, судьба тысяч людей. Цена ошибки может быть слишком велика.


КОММЕНТАРИИ

Владимир Чусовской, генеральный директор КП РС(Я) «Дороги Арктики»:

— 10 февраля в Усть-Куйге прошло совещание с участием инициатора жалобы Андрея Мошкова, подписавшего протокол. Претензий по дорогам не было. Говорилось о том, что максимально допустимый тоннаж у водителей должен быть30 тонн. У подрядчика ИП «Кривошапкин А.М.» на обслуживании автомобильных дорог задействовано пять единиц К-700, два погрузчика, один бульдозер и пять автомашин. Ему предложено ускорить перебазировку из Якутска двух колесных тракторов и шнекороторной техники на базе «Урала» .

ОАО «Сахатранснефтегаз» дано поручение взять на особый контроль перевозку топлива для нужд Верхоянского района и увеличить количество техники по маршруту Нижнеянск— Батагай. Наше предприятие «Дороги Арктики» будет наращивать объемы подсыпки на перевалах Усть-Куйга – Депутатский региональной автомобильной дороги «Яна».

Сергей Чендаров, водитель:

— Я тридцать шесть лет работаю на усть-янских дорогах, но чтобы столько проваливалось и переворачивалось машин на границе с Верхоянским районом, вижу впервые. Раньше дорожники выставляли знаки, знали, где делать объезды, утрамбовывали пустоты шлаком и снегом. Сегодня в Северный, Казачье, Нижнеянск проехать невозможно. Трассы перегружены машинами, приезжие водители подгребают все под себя. Подрядчики требуют, чтобы мы сами искали деньги на заправку топливом, а где их возьмешь, если мы работаем два-три месяца зимой. Уже конец февраля, а зарплату давали в декабре.

Источник: газета «Якутия»