В целях поддержки обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера бюджетом республики предусмотрено около 6 млрд рублей, сообщил председатель государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения республики Юрий Зайцев в ходе совместного заседания экспертного совета Федерального агентства морского и речного транспорта и правительства Якутии.
Юрий Зайцев проинформировал, что до начала навигации было введено в эксплуатацию 772 единицы флота, перегрузочной техники, вспомогательных и путейских судов. В том числе 207 единиц судов технического флота, 461 единиц грузового флота, 36 единиц портальных кранов и 68 единиц пассажирских судов. В текущую навигацию на судах Ленского бассейна работало порядка 4 тысяч работников, из которых 481 человек были привлечены из-за пределов республики.
Юрий Зайцев напомнил, что на основании прогнозов ожидались низкие уровни воды в верховьях реки Лена, а также сложности в связи большими снегозапасами на территории бассейнов арктических рек Колыма, Индигирка и Яна. Понимание ситуации позволило правительственной комиссии своевременно принимать меры по изменению схем завоза жизнеобеспечивающих грузов.
«С учетом сложной гидрологической обстановки, в 2017 году проведена работа по изменению схемы доставки части объемов грузов с Усть-Кута по Северному морскому пути и через Нижний Вестях. Это позволило своевременно доставить грузы до мест назначения, в том числе в арктические районы», — подчеркнул глава госкомитета.
В целом объем завоза внутренним водным транспортом грузов в республику составил порядка 2 510,4 тысяч тонн (в том числе ПАО «Газпром» — 448,7 тысяч тонн).
По сравнению с 2016 годом объем перевозки грузов увеличился на 27,8 процентов, в основном за счет увеличения перевозок нефтепродуктов. Юрий Зайцев отметил, что завоз грузов в первый тур навигации на быстромслегощих реках Амга и Вилюй осуществлялся при благоприятных судоходных условиях.
В целом, как подчеркнул Юрий Зайцев, первый тур навигации на быстромелеющих реках и перемещение депонационных запасов выполнен в полном объеме.
Председатель госкомитета обратил внимание представителей Росморречфлота на необходимость решения на федеральном уровне проблемы обеспечения водности на верховьях реки Лена, а именно о необходимости разработки в 2018-2019 годах научно-исследовательских работ по улучшению судоходства на верхней Лене в условиях стабильного маловодья.
Переходя ко второму туру навигации, Юрий Зайцев особо подчеркнул, что ежегодно со стороны правительства республики завозу грузов на арктические реки уделяется особое внимание. Вместе с тем глава госкомитета отметил, что в этом году арктическая навигация проходила в сложных гидрометеорологических условиях, связанных со штормовыми явлениями на морском участке, тем самым судам пришлось простаивать в ожидании погоды, были потеряны время и ритмичность флота.
В выполнении арктической навигации всего были задействованы 62 единицы флота класса «река-море» и 5 морских танкера. В арктические районы республики доставлен плановый объем 367,7 тысяч тонн жизнеобеспечивающих грузов, что составил 101 процент от плана.
Глава госкомитета сделал акцент на том, что на особом контроле правительства находилась доставка 551 тонн картофеля и овощей открытого грунта надлежащего качества в северные и арктические районы.
«Республиканским оператором ОАО «Туймаада-Агроснаб» были проведены мероприятия по обработке, подготовка картофеля и овощей на начальном этапе, а также выдерживание соответствующих требований тары при длительной перевозке. Были оперативно решены вопросы отгрузки и хранения на местах. Благодаря принятым мерам претензий к качеству картофеля и овощей у населения арктических районов отсутствуют», — резюмировал Юрий Зайцев.