Алмазодобытчики показывают другим горнякам как бороться с глобальным перенасыщением рынка

Сто лет непосредственного личного опыта в искусстве управления рынками помогает производителям алмазов добиваться того, чего остальные участники горнодобывающей отрасли не смогли добиться во время товарного коллапса: прекращать снабжение, сообщает Bloomberg.

329

Когда в прошлом году цены на алмазы обвалились на 18 % – это было самое большое снижение с 2008 года, — исчезла четверть мирового предложения, так как крупнейшие производители алмазов De Beers и АЛРОСА (ПАО) сократили объемы производства и объемы продаж. Это не относилось к рудникам, добывающим все, от железной руды до меди, где такие компании, как Rio Tinto Group и BHP Billiton Ltd., потратили за предыдущее десятилетие миллиарды на расширение и не хотели реагировать на излишки даже тогда, когда цены на рынках падали в течение продолжительного времени.

exp_29012016_1

De Beers доминировала в алмазной отрасли с начала 1900-х годов, когда она имела фактическую монополию на мировые поставки. В настоящее время компания господствует на рынке вместе с российской АЛРОСА, вторым по величине производителем алмазов, и вместе они обеспечили в 2014 году две трети мирового объема драгоценных камней. Их шаги по сокращению предложения в прошлом году предотвратили еще больший спад, по мнению RBC Capital Markets. А в настоящее время, в то время как в области простых металлов продолжается спад, цены на алмазы, вероятно, достигли самого низкого уровня, согласно прогнозам Petra Diamonds Ltd., сделанным на этой неделе.

«Существует два производителя алмазов, на долю которых приходится свыше половины мирового объема производства, — сказал Кирон Ходгсон (Kieron Hodgson), аналитик из Panmure Gordon & Co.- И здесь очень легко иметь общую позицию. Они поняли, что отрасль находится в безвыходном положении и необходимо принимать меры».

Цены на алмазы

В последний год каждый товар испытал на себе влияние глобального экономического спада, особенно в Китае, крупнейшем в мире потребителе многих видов сырья. Эта страна является вторым крупнейшим в мире рынком ювелирных изделий. Цены на алмазы сейчас – самые низкие за шесть лет, как показывают данные базирующейся в Великобритании фирмы WWW International Diamond Consultants. В прошлом году алюминий опустился на 19 %, медь и олово упали на 25 %, цинк показал снижение на 26 %, а железная руда обвалилась на 39 %.

Поскольку цены снизились, то предложение алмазов сократилось в прошлом году на 25 % за счет сокращения объемов производства, и рудники не поставляли камни на рынок, согласно данным Panmure. В то же время, объем производства железной руды сократился всего на 10 %, а производство никеля, меди, цинка и алюминия упало еще меньше, по оценкам Morgan Stanley.

«В нашей отрасли ответная реакция была гораздо более оперативной с точки зрения предложения, чем наблюдалось в других отраслях», — сказал Йохан Диппенаар (Johan Dippenaar), главный исполнительный директор базирующейся в Йоханнесбурге компании Petra, в интервью в понедельник. Он сказал, что цены могут окрепнуть в следующие 6-12 месяцев.

Господство на рынке

De Beers, 85 % которой принадлежит компании Anglo American Plc, бόльшую часть прошлого столетия контролировала предложение и цены под руководством семьи Оппенгеймеров (Oppenheimer). С целью сохранения своей власти на рынке компания, которая начала горную разработку огромного месторождения Кимберли (Kimberley) в Южной Африке в конце 1800-х годов предпочитала скупать камни, которые она не добывала, и накапливала запасы, когда спрос ослабевал. Ее монополии был брошен вызов новыми предложениями камней, обнаруженных за пределами Африки, и она полностью закончилась в 2004 году, когда компанию признали виновной в навязывании цен после десятилетней юридической войны с Соединенными Штатами.

«Рынок торговли алмазами является сравнительно небольшим и замкнутым по сравнению с другими секторами сырьевых материалов, — сказал Аниш Аггарвал (Anish Aggarwal), партнер Gemdax, базирующейся в Антверпене отраслевой консультационной фирмы. – Выпуск слишком большого объема продукции, когда спрос снижался, мог дестабилизировать и обесценить продукт на несколько кварталов. Основной целью производителей алмазов является достижение устойчивости цен».

Ювелирные ритейлеры находились в очень трудном положении. Tiffany & Co. на прошлой неделе понизила свои прогнозы по прибыли за год после падения объемов праздничных продаж. Chow Tai Fook Jewellery Group Ltd., крупнейшая ювелирная компания, замедлила реализацию планов по расширению на фоне трудностей розничного рынка.

Сокращение объемов производства

De Beers, которая заявляет, что регулирует объем производства в соответствии со спросом, в 2015 году урезала свои планы по объемам выпуска три раза, сократив объемы на целых 15 % — до 29 млн каратов. В 2014 году она добыла 32,6 млн каратов. Прогноз на этот год в объеме 26 млн каратов будет самым низким с 2009 года. АЛРОСА, базирующаяся в Якутии, продала половину драгоценных камней, добытых в третьем квартале.

Уже есть признаки того, что начались сокращения с целью ужесточения рынка. De Beers на прошлой неделе продала алмазов на сумму 540 млн долларов, превзойдя ожидания рынка. Хотя компания ссылалась на более твердые цены на бриллианты и хороший спрос в Соединенных Штатах в праздничный сезон, покупателей также привлекло снижение цен почти на 7 %.

Создание запасов алмазов, а не их продажа, только откладывает их поступление на рынок. По оценкам RBC, в распоряжении De Beers и АЛРОСА имеются драгоценные камни на сумму свыше 3 млрд долларов, которые нужно будет продавать.

exp_29012016_2 De Beers

Цены на бриллианты начали стабилизироваться, сказал Филипп Мелье (Philippe Mellier), главный исполнительный директор De Beers, торговым клиентам на прошлой неделе в Ботсване. Андрей Жарков, президент компании АЛРОСА, сказал, что нет оснований для падения цен в январе и феврале, сообщил Interfax. Хотя алмазы могут упасть еще на 5 процентов, они могу быть устойчивыми во втором квартале, а на некоторые виды может возникнуть дефицит, сказал Ходгсон из Panmure перед последней продажей, проведенной De Beers.

«Эти две компании повели себя разумно, принимая во внимание то, что они потеряют больше всех, если упадут цены на алмазы, — сказал Дез Килали (Des Kilalea), аналитик из RBC, Лондон. – Если De Beers в прошлом году не сдерживала бы объем производства, то цены на алмазы упали бы гораздо больше».

rough-polished.com