«АЛРОСА» и De Beers не стали менять цены в феврале

514

«АЛРОСА» на февральской сессии с долгосрочными клиентами оставила цены на алмазное сырье на прежнем уровне, сообщили «Интерфаксу» представители трех компаний, являющихся долгосрочными клиентами алмазодобытчика.


Аналогично поступила и De Beers, сообщил заместитель гендиректора — директор по маркетингу и сбыту смоленского «Кристалла» (сайтхолдер De Beers) Николай Афанасьев. В январе De Beers скорректировал цены на 5-7%, цены «АЛРОСА» с начала года не менялись.

За январь-февраль «АЛРОСА» выручила около 780 млн долл., De Beers — около 1,15 млрд долларов. Таким образом, выручка «АЛРОСА» за 2 месяца оказалась на уровне объема всего 4-го квартала прошлого года (700-800 млн долл., по разным оценкам), а продажи De Beers более чем вдвое превысили итоги последних трех месяцев 2015 года (500 млн долл.). Эти цифры позволяют делать вывод о восстановлении рынка после минимумов 2015 года, хотя ряд представителей отрасли испытывает скепсис, расценивая активность алмазодобытчиков как попытки «собрать все деньги с рынка», лишающие рынок надежд на долгосрочное выздоровление.

Февральские цены и лимит отбора

«Цены «АЛРОСА» в феврале более-менее без изменений», — сказал Валерий Морозов, гендиректор группы «Руиз Даймондс» израильского предпринимателя Льва Леваева. Эту информацию подтвердили два других собеседника «Интерфакса». Сама «АЛРОСА» детали торговой сессии не комментирует.

В январе «АЛРОСА» также не меняла цены. Предпосылок для снижения цен на алмазное сырье в январе-феврале нет, говорил месяц назад глава «АЛРОСА» Андрей Жарков, однако корректировка цен другими крупными маркетмейкерами будет оказывать влияние на весь рынок.

«На данный момент цены «АЛРОСА» более-менее адекватны, нельзя сказать, что они вызывающе высокие. По некоторым позициям есть перекос, по некоторым цена нормальная. В дальнейшем все зависит от того, куда двинется рынок», — сказал Морозов.

Лимит отбора месячного контракта повысился с 50% в январе до 70%, то есть клиенты «АЛРОСА» в феврале могли отказаться от приобретения только 30% объема своей месячной закупки алмазов, а не половины, сообщили клиенты компании.

Эта мера говорит об оживлении спроса, а значит, снижать цены не имело смысла, считает Николай Афанасьев, заместитель генерального директора — директор по маркетингу и сбыту смоленского «Кристалла», крупнейшего покупателя «АЛРОСА» на внутреннем рынке:

«Если компания чувствует спрос на рынке, если она видит, что клиенты выбирают 70% и более, какой смысл пересматривать цены? Поэтому, с моей точки зрения, компания действует абсолютно логично. Сессия прошла, и полагаю, что план компании выполнен» 

Представитель одного из российских клиентов «АЛРОСА» — холдинга, соединяющего все звенья «алмазного трубопровода», кроме добычи, отметил, что его компания «не следила за лимитом». «Мы выкупили около 90% (месячной нормы)», — сказал он. «Мы производим бриллианты для собственных нужд, используем их в ювелирных изделиях, которые выставляем на продажу в собственной розничной сети. У нас согласован с «АЛРОСА» ассортимент, и мы его приобретаем «при любой погоде», и бриллианты из него всегда востребованы. «АЛРОСА» полностью удовлетворяет наши потребности», — пояснил собеседник «Интерфакса».

De Beers, как и «АЛРОСА», в феврале оставил цены неизменными, сказал Афанасьев. «De Beers выдержала цены на том же уровне, что и в январе. Полагаю, что спрос был достаточно хорошим. То снижение цен, которое De Beers предприняла в январе, на рынке было воспринято с энтузиазмом, и продажи состоялись на достаточно высоких уровнях», — отметил замглавы «Кристалла».

Объем продаж

Кроме того, увеличение лимита отбора до 70% говорит о том, что объем февральской сессии «АЛРОСА» должен превысить январский, считает Морозов из «Руиз Даймондс».

В СМИ публиковалось несколько оценок объема продаж «АЛРОСА» за январь — от 300 млн до 450-500 млн долларов. Разница может объясняться тем, что часть контрактов, заключенных в январе, могли быть оформлены уже в феврале, пояснил «Интерфаксу» источник на рынке.

Официально «АЛРОСА» эту информацию не разглашает, в отличие от контролирующей De Beers горнодобывающей Anglo American, которая вера отчиталась об итогах торговли своего алмазного подразделения в феврале. De Beers, по данным Anglo, отгрузила клиентам в феврале сырье на 610 млн долл., что на 12% выше уровня января и на 3% выше среднего показателя 2014 года — I полугодия 2015 года. Итого за два месяца De Beers выручил около 1,15 млрд долларов.

Общий объем продаж «АЛРОСА» за 2 месяца может составлять порядка 780 млн долларов, считает источник на рынке. «При этом нужно принимать во внимание график продаж: De Beers в 1-м квартале традиционно проводит только две торговые сессии, делая перерыв в марте, тогда как торговые сессии «АЛРОСА» проходят каждый месяц», — пояснил он.

Тенденции рынка

По мнению Морозова из «Руиз Даймондс», пока рано говорить об изменении негативного тренда, сформировавшегося во 2-й половине 2015 года под действием затоваривания запасов участников рынка и торможения роста спроса на ювелирные изделия в Китае. «Рентабельности у огранщиков как не было, так и нет. Был короткий момент в январе, когда солнце вышло из-за туч и тут же скрылось. Грянул целый ряд банкротств в Индии, что порождает «эффект домино». И рынок снова «свернулся», — заявил глава «Руиз Даймондс».

С ним согласен Афанасьев из «Кристалла»: «Я полагаю, что тренд не сломлен, речь просто о коррекции нисходящей динамики». В январе-феврале оздоровлению спроса способствовало решение De Beers снизить цены, отметил он. «Вторая половина 2015 года была для De Beers достаточно сложным периодом. Покупатели брали селективно и на исторически низких уровнях за последние пару десятков лет. Компании пришлось привести цены в соответствие с рынком», — сказал замглавы «Кристалла». Кроме того, последние несколько лет период со второй половины января по первую половину марта всегда был позитивным для рынка, добавил он.

В начале года был ажиотаж в связи со снижением цен De Beers. Но возможно, что к марту эта тенденция пойдет на спад

Сергей Горяинов из отраслевого агентства Rough & Polished отмечает позитивные изменения в январе-феврале, но также не склонен делать выводы о кардинальной смене тенденций. «В прошлом году рынок столкнулся со снижением спроса на ювелирные изделия и, как следствие, накоплением большого количества запасов бриллиантов у гранильных предприятий. Эта ситуация оказывала давление на цены по всему алмазному трубопроводу, поскольку представители ритейла в условиях ослабленного спроса просили индийские гранильные предприятия снижать цены на ограненные камни. Сейчас мы видим признаки того, что рынок преодолел эту ситуацию: цены на бриллианты укрепляются, а результаты продаж ювелирных изделий с бриллиантами в США выглядят позитивно — например, Signet на днях сообщила о 5-процентном росте продаж. Скопившиеся запасы бриллиантов постепенно выходят на рынок, и гранильные компании вновь начинают увеличивать закупки алмазного сырья», — заявил он.

«Несмотря на то, что итоги продаж в январе и феврале выглядят позитивно, участникам рынка пока следует придерживаться умеренного оптимизма. На рынке сейчас нет единого регулятора цен и объемов продаж, каким была De Beers 15 лет назад. Помимо «АЛРОСА» и De Beers, на рынке есть еще ряд поставщиков алмазного сырья, в том числе компании из Африки, цены которых не всегда соответствуют рыночным. Кроме того, алмазный рынок остается подверженным «эмоциональным» колебаниям. Поэтому трудно предсказывать, сохранится ли нынешний тренд, и насколько быстро будет происходить восстановление рынка. В любом случае, алмазодобывающим компаниям сейчас важно не допускать резких колебаний цен и объемов продаж сырья, чтобы не нарушить процесс постепенного возвращения огранки к прежнему ритму работы», — считает Горяинов.

Глава смоленского «Кристалла» Максим Шкадов, являющийся также президентом Международной ассоциации производителей бриллиантов IDMA, считает ситуацию на алмазном рынке по-прежнему нестабильной из-за слабости перерабатывающего сектора отрасли. По его мнению, «попытка собрать все деньги с рынка после рождественских продаж может привести к усилению кризиса в этом секторе, так как следующим шагом, после воодушевляющих рапортов о растущем объеме продаж, станет повышение цен на сырье. В результате небольшая надежда на выздоровление отрасли рухнет», — заявил Шкадов в своем обращении к коллегам по отрасли.

Основой для повышения цен на сырье станет «движение бриллиантовых цен вверх», напоминает он. Оно «может начаться только после восстановления баланса спроса и предложения и после активной кампании по продвижению бриллиантов на рынке со стороны Ассоциации производителей алмазов. Большой объем сырья, несомненно, внесет дисбаланс, что приведет к очередной волне падения цен на бриллианты. Не стоит забывать, что длительная работа нашего сектора с ничтожной маржой, а то и с убытками, приводит к накоплению дыр в бюджетах компаний, и сколько времени они их смогут латать, никто сказать не может. Я призываю всех производителей бриллиантов при принятии решения о покупке сырья руководствоваться показателями добавленной стоимости, а не понятием «лишь бы быть в игре», — говорится в обращении Шкадова.