Крупнейший в мире алмазодобытчик АЛРОСА разрабатывает маркетинговую программу для выхода на мировой рынок с брендами «Российские бриллианты» и «Цветные камни», что позволит компании занять определенную нишу в таких крупных аукционных домах, как Sotheby’s и Christie’s, для роста общей капитализации предприятия.
«В 2017 году мы выйдем с отдельной маркетинговой программой в поддержку нашего бриллиантового бизнеса. Мы хотим попасть на мировой рынок с брендами «Российские бриллианты» и «Цветные камни», мировая маркетинговая программа сейчас дописывается. Определенных задач по объемам нет, есть задача продавать 100% произведенной продукции с максимальной валютной эффективностью», — сообщил «Известиям» представитель компании.
По его словам, компания ежегодно продает бриллианты на сумму около 110–115 млн долларов (около 5% от общего объема реализации) и занимает порядка 20% рынка российской огранки. Ежегодно АЛРОСА инвестирует в развитие своего гранильного дивизиона около 500–700 млн рублей для приобретения нового оборудования. Сейчас полным ходом идет реорганизация ограночного бизнеса, сообщил представитель компании.
При этом бриллиантовый дивизион АЛРОСА находится на грани выживания на фоне отмены в РФ экспортной пошлины на алмазы и традиционной низкой рентабельности этого бизнеса.
«Наша огранка — это три предприятия: в Москве, Барнауле и Орле. Они находятся в такой же ситуации, как и все предприятия ограночной отрасли, — в состоянии, близком к убытку. В частности, завод в Орле сейчас в стадии банкротства, потому что, к сожалению, экономические реалии не стимулируют ограночные производства к рентабельности», — отметил собеседник издания. Он подчеркнул, что компания заинтересована в сохранении компетенций в этой сфере.
Заниматься огранкой и производством бриллиантов АЛРОСА начала в 2000 году. При этом изначально основной целью был сбор информации о рынке, на который компания поставляет свои алмазы для производства бриллиантов.
В начале 2013 года АЛРОСА впервые осуществила тестовые продажи двух бриллиантов на Sotheby’s, а в мае того же года уже заключила меморандум с аукционным домом о возможной реализации на торгах крупных бриллиантов, произведенных «Бриллиантами АЛРОСА», а также ювелирных изделий с этими камнями.
На сегодняшний день ежегодный объем торгов продукцией АЛРОСА через Sotheby’s небольшой, там выставляются только уникальные камни, но для компании важна маркетинговая составляющая, поскольку рынок США является одним из ключевых в потреблении бриллиантов. Представляемое для продажи сырье проходит сертификацию Геммологического института Америки (GIA).
Сейчас АЛРОСА активно сотрудничает с GIA, в частности, ведет переговоры с представителями американской компании об их участии в работе новой площадки по торговле алмазами и бриллиантами во Владивостоке, сообщил представитель алмазодобывающей компании. «Продвижение новых брендов в любом случае должно принести пользу, как всякий серьезный маркетинговый ход, повышающий узнаваемость производителя и расширяющий рынки сбыта. И даже сам факт частого упоминания АЛРОСА способен поднять биржевые котировки и повысить капитализацию», — считает аналитик «Финама» Алексей Калачев.
По мнению директора группы корпоративных рейтингов аналитического агентства АКРА Максима Худалова, новые рынки компании скорее будут связаны с развитием торгового кластера во Владивостоке, поскольку продукция уже хорошо знакома западным и ближневосточным покупателям.
«С учетом отмены экспортной пошлины на алмазы из России велика вероятность, что часть мелких игроков, особенно на Дальнем Востоке, будет поглощаться бриллиантовым подразделением АЛРОСА. В целом запуск новых брендов на азиатском направлении может повысить долю доходов компании от этой деятельности до 10–15%», — считает аналитик АКРА.
«Что касается консолидации ограночных производств в РФ на базе «Бриллиантов АЛРОСА», то в будущем это не только возможно, но и, пожалуй, необходимо для поддержки отрасли. В условиях монополии на добычу и продажу алмазов независимые огранщики не могут иметь высокой рентабельности, обеспечивая ее монополисту. В такой ситуации будет правильно, если монополист сам позаботится о поддержании производств», — подытожил представитель «Финама».
В июне 2016 года президент АЛРОСА Андрей Жарков в ходе визита в США провел ряд встреч с крупнейшими потребителями продукции компании и руководством отраслевых ассоциаций. Обсуждались вопросы увеличения объема продаж алмазной продукции и реализации совместных маркетинговых программ. Российская компания уже зарекомендовала себя на американском рынке. В частности, в 2012 году АЛРОСА заключила долгосрочное соглашение о поставках алмазного сырья с Laurelton Diamonds (Бельгия) — дочерней компанией Tiffany & Co., одной из крупнейших в мире сетей розничной торговли ювелирными изделиями и товарами класса люкс.