«Большая земля»: Якутская лошадь

17273

Об уникальных лошадях, живущих в Якутии, писали еще первые исследователи Северо-Востока Сибири. Морозостойкие животные являлись главными помощниками покорителей просторов Дальнего Востока и Арктики. С тех пор интерес к ним не утихает. О четвероногих, ставших одним из символов Якутии, – в новом выпуске проекта «Большая земля».

«А Якольская, государь, земля велика, и людна, и конна», — так описывали Московскому царю Михаилу Федоровичу казаки открытую ими страну в письме, датированном 1634 годом.

Это сообщение является первым письменным документом, свидетельствующим о распространенности коневодства у якутов.

Якутская лошадь описана многими исследователями. Она помогла Ерофею Хабарову, Семену Дежневу, Ивану Гончарову, Александру Миддендорфу, Ивану Черскому и многим другим выполнить намеченные планы по исследованию бескрайних просторов Сибири и Дальнего Востока.

«Внешне якутская лошадь не может состязаться с другими породами. Она не обладает резвостью орловской, грузоподъемностью французской, красотой английской, но в суровых условиях неоценима для местного населения».
Вольдемар Гольман, первый ветеринарный врач Якутии

«Внешне якутская лошадь не может состязаться с другими породами. Она не обладает резвостью орловской, грузоподъемностью французской, красотой английской, но в суровых условиях неоценима для местного населения».
Вольдемар Гольман, первый ветеринарный врач Якутии

ПАСУЩИЕСЯ В СНЕГАХ

Чем же якутская лошадь отличается от всех остальных и восхищает ученых? Прежде всего выносливостью и морозостойкостью: ни одна другая порода не прижилась в столь высоких широтах.

бз

«Может показаться невероятным, что колымские купцы ежегодно в последних числах октября отправляют из Якутска свои товары вьючно на одних и тех же лошадях в Среднеколымск, расстояние до которого составляет 2540 верст, и что эти лошади приходят туда в половине января, преодолевая при этом около 1500 верст пустым местом на подножном корме».

Александр Миддендорф, русский путешественник

Ответа на вопрос, откуда в Заполярье появились столь приспособленные к суровой жизни лошади, до сих пор нет.

Мнения расходятся: то ли это прямые потомки лошадей, обитавших здесь во времена мамонтов, то ли пришедшие вместе с якутами из Прибайкалья и сумевшие в небольшой для истории отрезок времени приноровиться к суровым условиям, то ли новая порода, получившаяся от скрещивания тех и других.

Наиболее популярна теория, согласно которой предки якутов привели с собой лошадей и смогли вывести новую породу методом народной селекции. В ее пользу свидетельствуют высокие адаптивные способности организма этих животных.

бз

«Физиологические возможности организма лошади вообще и якутской в частности настолько высоки, что обеспечивают её приспособляемость даже к более экстремальной природной обстановке. Основными факторами успешной адаптации к суровым условиям Севера являются, в первую очередь, наличие кормов, их качество и доступность».

Николай Алексеев, заведующий лабораторией селекции и разведения лошадей Якутского НИИСХ СО РАН

По мнению исследователя, в древности якуты смогли изменить технологию содержания лошадей с учетом перемены места обитания. Если в южных степях практиковалось исключительно круглогодовое пастбищное содержание без организации зимней подкормки, то на Севере такая система сразу показала свои недостатки.

Доказательством этого может служить то, что никто из русских первопроходцев не встретил на своем пути диких или даже одичавших лошадей-мустангов.

Благодаря резко континентальному климату осадков в Якутии выпадет сравнительно мало, а снег, как правило, не слишком глубок — лошади раскапывают его и добираются до травы. Такая зимняя пастьба называется «тебенёвкой». Стада могут прокормить себя даже в лютые морозы, когда на территории республики фиксируются температуры в -50 и -60 градусов по Цельсию.

Благодаря резко континентальному климату осадков в Якутии выпадет сравнительно мало, а снег, как правило, не слишком глубок — лошади раскапывают его и добираются до травы. Такая зимняя пастьба называется «тебенёвкой». Стада могут прокормить себя даже в лютые морозы, когда на территории республики фиксируются температуры в -50 и -60 градусов по Цельсию.

Отличительные черты лошадей якутской породы определяются ареалом обитания. Эти сравнительно некрупные животные прекрасно приспособлены к суровому северному климату. От морозов их спасают очень густой и длинный волосяной покров, толстая кожа и слой подкожного жира, который наращивается за лето. Шерсть зимой достигает 8-10 см в длину, очень густой и пышный хвост достает до земли, грива покрывает не только шею, но и плечи.

Якутские лошади позднеспелы, но долговечны: достигая полного развития лишь к пяти-шести годам, они часто используются в разведении и работе до 25-27 лет. Каждый вожак держит свой косяк. В нем — от 18 до 24 кобыл и жеребят. По весне лошади уходят от жилья людей подальше и пасутся в лесах на удобных им пастбищах. Опытный вожак знает хорошие кормные места, где можно быстро восстановить силы после голодной зимы без пустых долгих переходов.

Якутская лошадь так и не стала по-настоящему домашней. Круглый год она пасётся на воле, не признавая ни крыш во время дождя, ни тепла конюшен.

Сено зимой получают в основном лишь рабочие лошади, которых содержат в загонах. Табунщики же стараются быть рядом с животными весной, когда рождаются жеребята. Они подкармливают сеном отощавших молодых, следят за теми, у которых вскоре должно появиться потомство. Вовремя отлавливают, уводят их за изгородь от косяка, чтобы не дать родившемуся жеребенку залежаться на мерзлоте и заболеть.

В октябре, когда выпадет снег, животным напоминают, что у них есть хозяева — коневоды на прирученных лошадях отыскивают косяки в лесах и гонят их к изгороди. Там метят, взвешивают, отделяют тех, которым предстоит стать рабочими лошадьми либо быть пущенными на мясо. Всех остальных выпускают.

Весной у якутских лошадей происходит спаривание. Жеребцы становятся агрессивными и при встрече с соперниками с храпом бьют друг друга копытами и кусаются. Победитель отбирает у побежденного кобыл и прогоняет хозяина.

Весной у якутских лошадей происходит спаривание. Жеребцы становятся агрессивными и при встрече с соперниками с храпом бьют друг друга копытами и кусаются. Победитель отбирает у побежденного кобыл и прогоняет хозяина.

ВЕРНЫЙ КОНЬ

Якут рождался и умирал вместе с лошадью. Огромная роль, которую конь играл в хозяйстве, культуре и быте, не могла не отразиться в традиционных верованиях и эпосе. В фольклорных произведениях животное наделяли человеческим умом и речью, восхваляли его масть и скаковые качества.

Важное значение лошадей в жизни саха в старину подчеркивалось тем, что отцовский род назывался ат баhа — голова коня. У якутов конь считался священным животным небесного происхождения. Существует предание о светлом жеребце, имевшем гриву от ушей до кончика хвоста, спущенном на землю самим божеством Дьөhөгой Айыы. У многих якутских родов тотемом считался белогубый жеребец белой масти.

Белая лошадь считалась у якутов священным животным

Изображение лошади вырезалось на матрицах домов, чумов, утвари, кумысных чашах. Перед якутскими домами ставились коновязи – сэргэ с резными изображениями лошадей.

Фото: moya-planeta.ru

Изображение лошади вырезалось на матрицах домов, чумов, утвари, кумысных чашах. Перед якутскими домами ставились коновязи – сэргэ с резными изображениями лошадей.

В старину при постройке дома в ямы, выкопанные для столбов, бросали пучки волос из гривы коня, наделенные, по мнению якутов, магическими свойствами — охранять и приносить благо. По поверьям саха, успешное коневодство зависело от благосклонности божества Дьөhөгой Айыы. Ранней весной первому жеребенку приносили жертвоприношение.

Угощая кумысом, просили умножить количество коней. Такой обряд назывался ситии ыйааhын. Начало его связывали со временем поимки жеребят и доения кобылиц, которых ловили, заводили в отдельный загон и привязывали специальной веревкой из конского волоса — сэлэ.

НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

Для якутов лошадь – это все, и здесь нет преувеличения. На них ездят верхом — неприметное с виду животное может преодолевать огромные расстояния, обходясь минимальным количеством корма. От них получают мясо и молоко, а из конского меха шьют тёплые и очень ноские вещи.

бз

«Лошадь для якута — не только рабочая сила, но и важный источник продовольствия, так как саха — не только большие любители мяса, но и сверх того употребляют в огромном количестве квашеное кобылье молоко».

Ричард Маак, ученый, географ, руководитель Вилюйской экспедиции

Мясо якутской лошади богато жирными кислотами, в частности альфа-линоленовой кислотой Омега-3, которая способна значительно снижать риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, положительно воздействует на деятельность мозга, благотворно влияет на сухую кожу, способствует улучшению зрения.

Из кобыльего молока готовится кумыс. Для этого в старину сливали молоко в кожаный мешок «симир», подвешенный к потолку. Добавляли закваски и в течение нескольких дней помешивали мутовкой. Молоко бродило и становилось кумысом.

 

Из кобыльего молока готовится кумыс. Для этого в старину сливали молоко в кожаный мешок «симир», подвешенный к потолку. Добавляли закваски и в течение нескольких дней помешивали мутовкой. Молоко бродило и становилось кумысом.

 

В Якутии популярны вещи, связанные из конского волоса. Особенно это касается головных уборов, так как считается, что ношение шапочек благоприятно действует на организм человека, в частности, нормализует артериальное давление. Согласно поверьям, оберег с использованием конского волоса приносит его обладателю удачу, а из хвостов этих животных изготавливают махалки от комаров – «дэйбиир».

Ни один якутский праздник Ысыах не проходит без лошадиных скачек, кумыса, сэргэ и волос из лошадиной гривы, которые используют для обряда «кормления» огня.

Ни один якутский праздник Ысыах не проходит без лошадиных скачек, кумыса, сэргэ и волос из лошадиной гривы, которые используют для обряда «кормления» огня.

Ни один якутский праздник Ысыах не проходит без лошадиных скачек, кумыса, сэргэ и волос из лошадиной гривы, которые используют для обряда «кормления» огня.

«Большая земля» — национальный проект «Сахамедиа», посвященный 100-летию ЯАССР. Мы говорим о символах нашей большой республики: о людях, природе, истории, традициях, культуре – обо всем, что делает Якутию уникальной и неповторимой.

Лошадей пасли:

Галина Мозолевская, редактор проекта
Айал Яковлев, журналист
Роман Данилов, дизайнер

Лошадей пасли:

Галина Мозолевская, редактор проекта

Айал Яковлев, журналист
Роман Данилов, дизайнер

© АО «РИИХ Сахамедиа», 2017