Период безврачия: жители Алдана жалуются на нехватку врачей и плохую работу больницы

1465

Долгое ожидание в очередях, невозможность попасть на прием, получить помощь узких специалистов – традиционно большая часть вопросов жителей Алдана на отчетах правительства приходится на долю здравоохранения.


«На весь район в нашей больнице шесть участков и три педиатра. Нагрузка большая, врачи не справляются. Приходится сидеть в очереди по нескольку часов, хотя на прием мы записываемся заранее. Когда в нашей больнице появятся педиатры? В Алданской ЦРБ творится настоящий бардак. Когда поменяют руководство больницы?», — спрашивают алданцы.

По словам замминистра здравоохранения Людмилы Вербицкой, нехватка кадров в Алданской ЦРБ действительное есть, понимая это, Минздрав республики готов распределить туда молодых специалистов в марте–апреле этого года.

«Мы готовы направить вам педиатров, единственное, о чем хотелось бы попросить администрацию, – помочь с жильем для новых врачей», — обратилась она к главе района Северину Позднякову.

Что касается очередей, то возлагать всю ответственность за них исключительно на администрацию больницы – не совсем правильно, хотя недоработки с их стороны, безусловно, есть.

«Это не просто халатность, это не просто невежество врачей и руководителей, это отсутствие современных форм управления, которые позволили бы регулировать потоки людей», — по словам Вербицкой, для того, чтобы снять проблему очередей, необходима информатизация процесса: введение электронных очередей, электронной записи. Эта работа в республике только началась, постепенно ей будут охвачены все медицинские учреждения. Это, впрочем, не означает, что алданцам придется ждать, когда в их район придет качественный Интернет, а больницу оснастят необходимым оборудованием. Частично напряженность можно снять, соответствующим образом организовав работу больницы, и это прямая ответственность руководства Алданской ЦРБ.

«Часть вопросов можно снять, администрации на это уже указано. Можно посадить одного педиатра на приём, второго – на вызовы. Если человек хочет получить справку, ему не обязательно идти на прием к врачу, ее может выдать медсестра. Для этого люди не должны ждать неделю», — прокомментировала замминистра, добавив, что вопрос о смене руководства больницы обсуждается в Минздраве.

Нужно отметить, что вопросы, касающиеся качества медицинской помощи, на отчетах в Алданском районе держатся в топе несколько лет подряд. Люди жалуются на медперсонал, невозможность пройти обследование на месте, получить медицинскую помощь в выходные, нехватку квот на лечение за пределами республики.

По словам Людмилы Вербицкой, такая ситуация — следствие целого узла проблем, разрубить который одним ударом очень сложно.

«Во-первых, это нехватка медицинских кадров, она остро стоит по всей республике. По Алдану мы постепенно решаем вопрос: поэтапно укомплектовываем  больницу узкими специалистами. Альтернативой остаются выездные специализированные бригады и централизация медицинских служб по примеру офтальмологов. Сегодня на базе Республиканской офтальмологической больницы создана центральная служба, бригады офтальмологов выезжают в районы, проводят диагностику и оказывают специализированное лечение, вплоть до выполнения несложных операций», — говорит она.

Также на уровне Минздрава РФ прорабатывается вопрос о том, чтобы жители России могли получать медицинскую помощь за пределами региона в рамках ОМС, то есть бесплатно. Другими словами, если житель Алдана не может получить необходимую помощь у себя дома, он может поехать в тот город, который ему наиболее удобен и пролечиться там. При этом ему не нужно будет ехать в Якутск и получать направление от республиканского Минздрава.

«Такое право у граждан есть и сейчас, но и у медицинского учреждения есть право отказать ему в помощи в рамках полиса ОМС и предоставить ее на платной основе. В случае, если будет принято соответствующее решение, люди смогут бесплатно обращаться в те медицинские учреждения, которые находятся ближе к ним, независимо от прописки», — пояснила Людмила Ильясовна.

Второй фактор — это то, что сегодня, помимо возможности получить медицинскую помощь, люди хотят качественного и комфортного обслуживания: чтобы не было очередей, персонал вел себя этично. В этом отношении администрации Алданской больницы рекомендовано провести внутреннюю работу, поднять все нормативные акты Минздрава и организовать обслуживание пациентов должным образом. В том, что касается очередей, дело здесь не в халатности врачей, отрегулировать этот процесс вручную, без новых технологий крайне непросто. Необходима информатизация: введение электронной записи, электронных очередей. Когда в Алдан придет качественный Интернет, появятся инфоматы, электронная запись, процесс упорядочится, и вопрос будет снят, уверена замминистра.

И третий момент, который, по ее мнению, следует учитывать, это то, что Алданская ЦРБ – это районная больница, а не специализированный медицинский центр, которого требует население Алдана.

«Жители хотят, чтобы у них была больница не менее, чем республиканского уровня, а этого априори быть не может. Согласно нормативам Минздрава РФ, штаты Алданской ЦРБ должны быть в разы ниже, не говоря уже о высокотехнологичном оборудовании, которого, согласно тем же нормативам, здесь быть не должно. Тем не менее, у нас есть поручение главы Якутии Егора Борисова усилить медицинские учреждения в промышленных районах республики высокотехнологичным медоборудованием. И постепенно, по мере возможностей мы это делаем: в прошлом году установили компьютерный томограф в Алданской ЦРБ, в этом году такой же томограф будет установлен в Удачном Мирнинского района. То есть, политика правительства республики направлена на то, чтобы, невзирая на нормативы, обеспечить жителей этих районов всеми видами медицинской помощи, которые доступны в Якутске, компенсировав тем самым  удаленность от центра», — говорит она.

Учитывая инфраструктурные и транспортные особенности республики, такой подход совершенно оправдан, ведь гораздо проще вовремя поставить диагноз и пролечить пациента на месте, чем бороться с запущенными формами болезней.