Дорога длиною в жизнь: Якутянин Гаврил Адамов рассказал о том, как строился легендарный БАМ

3894

В 1974 году, отправляясь на БАМ с первым якутским отрядом, Гаврил Адамов дал слово вернуться в республику с железной дорогой и слово сдержал. Спустя 42 года бессменный комиссар «Якутского комсомольца» остается верен избранному пути. О том, как строился легендарный БАМ, он рассказал в интервью ЯСИА. 


— Гаврил Николаевич, как и почему вы попали на БАМ?

— Когда объявили всесоюзную ударную стройку, я работал в СМУ-1 столяром-плотником в комсомольско-молодежной бригаде Героя социалистического труда Михаила Сергеева. Из Якутска тоже собирали комсомольский отряд, и нам предложили поехать. Мы были молоды, некоторые только вернулись из армии, поэтому долго не раздумывали. В первом составе было 16 человек, пятеро — из нашего СМУ. Через полгода приехал второй отряд. Нас объединили, и мы получили название «Якутский комсомолец».

— Как собирались, помните?

— Нас пригласили в обком, выдали комсомольские путевки, где было написано: «направляется на всесоюзную ударную комсомольскую стройку». 15 мая в Политпросе (Дом Политпросвещения — прим. ред.) устроили торжественные проводы. А 21 мая мы выехали на БАМ.

— Это там вы дали обещание вернуться в Якутск по железной дороге?

— Было такое. Во время торжественных проводов от нашего отряда кто-то должен был сказать ответное слово, а командир отряда — Толик Климов — уехал на сессию. Меня выбрали комиссаром, поэтому пришлось говорить мне.

Герой Соцтруда М. Сергеев напутствует членов своей бригады, выезжающих на строительство БАМа, май 1974 года

— С чего начинался БАМ для вас?

— На самом деле БАМ начинали строить раньше, еще в конце 30-х, но потом во время войны рельсы разобрали и направили в переплавку. В середине 50-х снова встал вопрос о возведении железной дороги, провели изыскания и в середине 70-х начали строить. К этому времени были разведаны запасы нерюнгринского угля, и, чтобы его транспортировать, было решено построить дорогу до Беркакита. БАМ делился на несколько участков, образцовым считался западный — от Тайшета до Тынды — по крайней мере, так объявили. Там в основном и работали комсомольцы, поэтому внимание прессы было сосредоточено на нем. Мы строили Малый БАМ — центральный участок от Тынды до Беркакита, то есть работали именно на Якутию. Когда он был закончен, Гавриил Чиряев поднял вопрос о том, чтобы довести дорогу до Якутска. Так начался АЯМ (Амуро-Якутская магистраль — прим. ред.)

Встреча «Якутского комсомольца» в Тынде 21 мая 1974

— Получается, история якутской железной дороги развивалась на ваших глазах. Какой период, по-вашему мнению, стал самым сложным?

— Перестройка, наверное. Когда она началась, строительство железной дороги приостановили. Меня все это коснулось в меньшей степени, я был простым рабочим, монтером пути, но все равно сложности ощущались. Мы тогда шли в сторону Якутска и добрались до Таёжки – станции Таёжная. Едва успели передать участок Алданскому району, как финансирование приостановилось, и все работы свернули.

— Чем вы занимались в это время?

— Я устроился в путевую часть на Беркакитском участке, обслуживал железную дорогу. Потихоньку строительные работы все же велись, но деньги появлялись нерегулярно: то вкладывали, то стояли, то вкладывали, то стояли. Быстрее дело пошло, когда республика взяла дорогу под свое крыло. Сначала она была государственная, затем ее начали передавать из рук в руки, стали организовываться всевозможные ОАО. Одно время мы назывались «Северный экспресс», потом еще как-то, пока не появились «Железные дороги Якутии».

— В первое время было трудно? Все-таки приехали в тайгу, никаких удобств…

— После того, как нас встретили в Тынде, мы отправились на станцию Беленькая и до осени работали там: строили мосты и переходы через реки и ручьи под производственную автодорогу. Приехали на пустое место, разместились в палатках. Но трудностей не ощущали – молодые, все интересно. Жили очень дружно, весело. Частенько к нам приезжали гости — журналисты, писатели, телевидение. В общем, скучать не приходилось. Осенью, в октябре, нас перебросили в Тынду – готовиться к встрече «Московского комсомольца», был такой образцовый отряд из Москвы. Должно было приехать 300 человек, вот мы и готовили для них вагончики, обустраивали территорию.

С народными писателями Якутии. Тында, октябрь 1974 года

— А вы холодов не боялись? Все-таки одно дело — работать летом, другое – зимой?

— Мы же из Якутии, привычные. В столице республики зимой гораздо холоднее, чем в Амурской области и Южной Якутии. Помню, после Тынды нас перебросили в Могот — строить поселок. Приехали туда в ноябре, как раз после праздников. Ничего нет, голая тайга. Делали нули – фундаменты под щитовые дома. Прорубали улицы, собирали первые дома. Ночью успевали разгружать машины со стройматериалами – так получилось, что до нас они добирались в ночное время. Работали до февраля, потом нас перебросили в Нагорный на строительство поселка, затем – на рубку просеки под железную дорогу. После этого нас решили привлечь к укладке железнодорожных путей. Собрали отряд в конторе и говорят, мол, отправляем вас в Тынду, учиться на монтеров пути. Мы сначала не хотели ехать, отказывались, потом все-таки согласились. Прошли переподготовку и с августа 1976 начали строить уже железную дорогу.

Будущая станция Могот, ноябрь 1974 года

— Рассказывают, что многие встретили свою вторую половину на БАМе. Ваша жена тоже участвовала в стройке?

— Нет, БАМ не строила. Мы встретились в Нерюнгри — она приехала туда в отпуск к родственникам. Познакомились, затем поженились. В этом году будет 30 лет с тех пор, как мы вместе.

«Якутский комсомолец» шагает на работу

— Укладку золотого звена помните?

— Помню, конечно. Золотое звено укладывали на разъезде Якутский, на границе с Амурской областью. Было решено приурочить мероприятие ко Дню рождения комсомола. А раз партия решила, значит, комсомол сделал. Чтобы успеть к сроку, работали сутками. Звенья укладывали в порталы по семь штук, из семи порталов получается километр путей. Собирали порталы в Тынде, затем везли к нам. Привезут — укладываем, потом ждем, когда привезут следующий. На разъезд Якутский пришли ночью, 29 октября, а торжественный митинг был запланирован на 2 ноября. Поэтому уложили портал и поехали в Нагорный, готовиться. Утром 2 ноября состоялась торжественная укладка. Собрали кучу народа, люди прибыли отовсюду, из Иенгры даже на оленях приехали, начальство, конечно, тоже было. Трибуну поставили, устроили торжественный митинг – железная дорога пришла в Якутию! Когда звено уложили, пустили тепловоз с транспарантами.

— А вы сами как-то отметили это событие?

— После митинга нас собрали в столовой, поставили столики для всех строителей. Отметили, как обычно отмечают праздники. Радовались, конечно, – большое дело закончили! После этого началось строительство дороги до Беркакита. Если бы не перестройка, наверное, к началу 90-х мы дошли бы до Якутска. Но случился развал СССР,  началась разруха…

— После завершения малого БАМа вы так и продолжали кочевать?

— Примерно год перемещался, а в 1977 году мы приехали в Беркакит, там я и осел. До 1993 года работал на Беркакитской дистанции пути «РЖД», а потом устроился в «Железные дороги Якутии» и переехал в Нижний Бестях. Сейчас живу в Покровске, работаю монтером пути.

Г.Адамов с наставником М. Сергеевым на просеке между Лапри и Моготом, апрель 1976 года

— С друзьями по отряду общаетесь?

— Обязательно. До сих пор встречаемся, созваниваемся, а с тех пор как появился What’s app, вообще постоянно на связи. Жаль, многих уже нет в живых…

— Оглядываясь на вашу БАМовскую жизнь, какой момент вы бы назвали самым счастливым?

— Наверное, когда приходили с укладкой на станции. Тогда по-настоящему чувствуешь радость и удовлетворение от того, что дорога пришла, результат есть.

— Не обидно, что железную дорогу так и не дотянули до Якутска?

— Так почти дотянули – она же уже в Нижнем Бестяхе! То, что пассажирские поезда не ходят, так это вопрос времени, но грузы-то возят! Поэтому не на что обижаться — нормально все!