В Хабаровске 27 февраля завершился Дальневосточный медиафорум. Генеральный директор “Сахамедиа” Кирилл Алексеев представлял на нем необычный доклад: он рассказывал не только об успехах, которых удалось добиться государственному холдингу Якутии за 5 лет работы, но и впервые публично озвучивал проблемы, с которым предприятию пришлось столкнуться на пути реформ. Аудитория — более 100 человек — единодушно признала это выступление одним из самых ярких и полезных на форуме. В тот момент никто не мог себе представить, что Кирилл Алексеев делился своим опытом с коллегами в последний раз. Неделю спустя он ушел из жизни. Мы публикуем фрагменты презентации и доклада Кирилла Викторовича. Во-первых, чтобы сохранить этот честный и открытый профессиональный разговор о региональных СМИ. Во-вторых, чтобы еще раз показать, какую титаническую работу он смог проделать за годы существования “Сахамедиа”.
В 2013 году на месте сегодняшнего государственного холдинга “Сахамедиа” действовали 3 отдельных госпредприятия – свое для каждой площадки (двух газет и одного сайта). Мы объединили их и за пять лет добились того, что каждый второй житель республики стал читать СМИ, входящие в состав “Сахамедиа”.
Почти полмиллиона человек – это действительно большой охват для республики с населением около миллиона. И я хочу честно рассказать, как мы шли к этой аудитории. Со всеми плюсами и минусами каждого шага. Надеюсь, что наш опыт будет вам по-настоящему полезен.
Первое, что мы сделали 5 лет назад – стали развивать сайт ЯСИА. На тот момент он был просто хранилищем пресс-релизов. И пользовались им исключительно журналисты и чиновники. Мы сделали ставку на качественные новости, и ЯСИА стал полноценным информагентством. Сегодня это бессменный лидер по цитируемости среди якутских СМИ. Это подтверждает, что нам удалось добиться не только хороших позиций в рейтинге (среднее число ежедневных визитов на ЯСИА — 16500), но и высокого уровня влияния.
Проблема, с которой мы начали сталкиваться в последний год, касается всего медиарынка: новости — это уже не стопроцентное конкурентное преимущество для регионального вебресурса. Способ медиапотребления меняется. Люди получают новости не на конкретных сайтах, а преимущественно из соцсетей. Они чаще всего даже не помнят основного источника той или иной новости. От сайтов же теперь читатели ждут глубины и панорамности взгляда. Пользователям сегодня нужен не голый инфопоток, а интерпретации, герои, истории. Наступает время вернуться к содержательным истокам и вспомнить, что журналистика — это не новости. Журналистика — это прежде всего темы.
Понимая, что глубина содержания СМИ — это новый вызов, с которым нам придется справляться, мы стали искать способ системной работы с серьезными темами в условиях непрекращающейся современной информационной гонки. Нам помогли практики проектного управления. Мы запустили кросс-платформенные проекты по ключевым темам и направлениям. Стартовали, например, с проекта “Гектар”, который был посвящен закону о дальневосточном гектаре. Проект длился полгода и был очень успешен. Якутия вошла в число лидеров по количеству заявок на землю. По оценке Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, это произошло в том числе благодаря качественной информационной работе в регионе.
Проекты — это также удобный инструмент планирования редакционной работы, которая сегодня ведется у нас на разных площадках. На разноязычных сайтах и в газетах творческие процессы не дублируются, а, напротив, оптимизируются. Редакторы наших газет больше не знают проблемы “пустой полосы”. У них есть график выхода проектов. Он позволяет им планировать номера на месяцы вперед и оперативно закрывать полосы, если, например, неожиданно слетела реклама.
Кроме того, проекты — это яркие информационные акценты. Они делают заметными те темы, которые сами по себе могли бы просто утонуть и пройти незамеченными в ежедневной текучке.
Очевидной сложностью проектной работы для нас стала необходимость для журналистов приспосабливаться к работе в команде. Это было непросто: все мы понимаем, что журналистика — профессия творческих индивидуалистов.
Чтобы облегчить работу проектных групп, мы создали объединенные редакции: русскоязычную и сахаязычную. Очевидными плюсами этого шага стали сокращение штата, упрощение редакционных процессов и внутренней коммуникации. Но проектный подход и новые форматы организации работы журналистов повлекли за собой и глобальные административные перемены.
Мы отошли от традиционной гонорарной системы оплаты труда и внедрили параметр KPI. Теперь стало понятнее, как оценивать работу людей в новых условиях. Например, их занятость в проектах, кропотливую работу по созданию мультимедийного контента, участие, например, в круглых столах или ведение текст-трансляции длительностью в двое суток.
Систему KPI мы внедрили год назад, она полностью оправдала себя. Но сегодня я могу признаться, что именно момент изменения принципа оплаты работы журналистов стал пиком тревожности и нервозности коллектива за весь период непростой реформы. Но мы справились и с этим. Понимая, что люди волнуются из-за перемен, ввели практику ежемесячных общих собраний коллектива. Там редакторы и руководители подразделений не только объясняли, что происходит, но и отвечали на многочисленные вопросы. Часто такие встречи проходили напряженно. Но заканчивались они неизменно позитивно. Для себя мы сделали вывод: в период перемен крайне важно быть максимально открытыми с коллективом. Не замалчивать информацию и не жалеть времени на общение с сотрудниками. Особенно с творческим коллективом. Помните: все, что вы не объясните, будет использовано против вас.
На своем горьком опыте мы поняли, что максимальная открытость в период больших перемен требуется не только внутри коллектива, но и в публичном пространстве. Когда мы объявили о радикальном изменении системы распространения наших газет (от традиционной падающей подписки ушли к растущим бесплатным тиражам), аудитория нас поддержала. Мы с трудом справлялись с потоком звонков от желающих получать бесплатные газеты “Якутия” и “Саха Сирэ”. А вот коллеги-журналисты устроили нам настоящую информационную облаву. Полгода в частных СМИ не прекращалась очевидная травля менеджмента и коллектива “Сахамедиа”. Мы понимали, что конкуренты не обрадуются настолько мощному нашему усилению, но такой реакции мы, конечно, не ожидали. Признаюсь, было очень сложно выдержать такое давление. Но мы опять-таки решили действовать открыто — писали материалы, в которых объясняли нашим читателям, что и почему происходит на предприятии, разъясняли им, для чего меняются наши газеты, зачем запускаются новые сайты. Люди нас услышали и поддержали. Сегодня спрос на наши газеты очевидно превышает предложение.
Когда тираж газет кардинально вырос, мы приняли решение создать собственную систему распространения для наших печатных изданий. Прежде всего это был способ уйти от неконтролируемых для нас тарифов почты. Собственная система распространения “Сахамедиа” заработала через полгода после запуска бесплатных газет, но на каком-то этапе нам все-таки пришлось временно отказаться от адресного распространения “Якутии” и “Саха Сирэ” по почтовым ящикам. Сейчас мы возвращается к этой практике. А также планируем развивать нашу систему распространения газет (единственную в Якутии, доставляющую корреспонденцию такой широкой аудитории) как сервис для распространения материалов рекламодателей.
Вся работа «Сахамедиа» в последние годы была построена на том, чтобы не ждать своего читателя, а идти туда, где он готов потреблять контент. Конечно, наш путь лежал в социальные сети. С 2018 года мы даже создали отдельное подразделение — редакцию по работе с социальными медиа. Ее эффективность впечатляет. За 2 месяца работы мы привлекали по 20 тысяч пользователей ежемесячно. И это без дополнительного бюджета на продвижение. Совокупная аудитория наших площадок в соцсетях сегодня — почти 120 тысяч пользователей. И их число постоянно растет.
Признаюсь, что сейчас мы получаем от всех наших групп и каналов не совсем тот эффект, на который рассчитывали. Изначально мы ожидали, что социальные медиа станут серьезным источником трафика для наших ресурсов — как это происходит в других регионах, где трафик из соцсетей достигает иногда 70%. Но в Якутии этот сценарий не сработал. Пользователи, привыкшие скорее читать информацию на месте (к этому их приучил популярный в Якутии WhatsApp), не хотят переходить по ссылкам. В итоге трафик наших сайтов из соцсетей не достигает и 10%, но зато наши платформы в соцсетях развиваются как самостоятельные медиа в линейке продуктов холдинга. И это развитие идет крайне успешно.
Безусловно, не только пабликами в соцсетях пополняется линейка продуктов “Сахамедиа”. За 2017 год мы добавили к порталу ЯСИА еще два сайта, и сейчас у нас на очереди запуск третьего. Зачем это делаем? Мы первыми в Якутии стараемся работать с сегментированной аудиторией, прекрасно понимая, что в сегодняшних реалиях пользователю не нужен универсальный сайт обо всем. В нашей линейке есть информационное агентство ЯСИА. Есть блогерский сайт мнений gazetayakutia.ru, есть первый в республике общественно-политический сайт на якутском языке www.edersaas.ru, и скоро появится объединенный сайт районных газет — наш новый проект ulus.media, дающий возможность работать в интернете газетам из улусов.
Расширяя число наших площадок, мы, безусловно, сталкиваемся с определенными трудностями. И главная из них — производство качественного контента. Если внимательно посмотрим на рынки региональных СМИ сегодня, то поймем, что в рамках каждого отдельно взятого региона инфоповодов на всех просто не хватает. Если идти по проторенному пути, то придется бесконечно переписывать друг у друга одни и те же новости и топтаться с коллегами из других СМИ на одних и тех же мероприятиях. В регионах попросту не так много событий. Поэтому первая тройка лидеров региональных рынков — это как правило новостные ресурсы с практически идентичными новостями. В такой ситуации особую актуальность приобретает умение создавать собственную оригинальную повестку. Искать темы и тщательно разрабатывать их в удобных для читателя форматах — вот в чем заключается, по моему мнению, вызов нашей с вами общей медиагонки на следующие пять лет. Многим из нас придется учиться этому заново — ведь в охоте за новостным трафиком мы сами не заметили, как ушли слишком далеко от серьезной журналистики.
Работа над собственной повесткой заставила нас стать не просто редакцией, но превратиться одновременно и в продюсерский центр, и даже в event-агентство. Мы научились не только освещать события, но и создавать их. Современный медиа-центр, который мы построили сразу после появления “Сахамедиа”, провел сотни мероприятий и принял тысячи гостей. Ежедневно здесь проходят семинары, круглые столы и медиамосты, по итогам которых мы готовим материалы для наших СМИ.
Построив такую современную, достойно оборудованную площадку, мы понимали, что она не может работать просто как “стены”. Изначально мы развивали здесь видеопродакшн и уже очень скоро поняли, что готовы к запуску собственного ТВ.
Всего несколько месяцев назад первыми в Якутии мы запустили интернет-телевидение, производя видеоконтент именно для интернета и продвигая его только на интернет-площадках. Наш опыт оказался успешным — уже сегодня у нашего канала на YouTube почти 20 тысяч подписчиков и около 10 миллионов просмотров.
Но я не скрываю того, что мы сами не совсем понимаем, как это удается. Рынок интернет-видео настолько динамичный и растущий, что готовых рецептов успеха, тем более, каких-то правил, здесь нет. Мы, как и весь мир, в этих вопросах движемся на ощупь.
Но нам не привыкать рисковать и действовать вопреки традиционным сценариям. Сегодня я постарался максимально честно рассказать вам про тот путь, который проделал холдинг “Сахамедиа” за 5 лет своего существования. Да, наш план существенно отличался от того, что обычно ожидают от государственных СМИ. Но этот план сработал. И теперь опыт “Сахамедиа” показывает, что государственные СМИ в регионах действительно могут быть интересными и востребованными у широкой аудитории. А значит, могут служить реальным эффективным каналом связи государства и населения.