Крушение Ми-8 в Якутии: Единственный выживший пассажир забыт?

2611

Спустя три года после жуткой авиакатастрофы в небе над Якутией, в которой погибло 24 человека, единственный выживший пассажир остался один на один с инвалидностью. Всеми покинутый Эрэл Горохов только-только начал заново любить жизнь. Но помощи от виновной авиакомпании как не было, так и нет. С таким заявлением обращается к общественности и журналистам мама пострадавшего. ЯСИА решило разобраться в ситуации.  


Вечная память

2 июля 2013 года в Усть-Янском улусе потерпел крушение вертолёт Ми-8 «Полярных авиалиний», который выполнял рейс по маршруту: Депутатский — Казачье — Усть-Янск. Погибли все, кроме трех членов экипажа и 17-летнего мальчика.

5 июля в Якутии был объявлен день траура. «На всей территории республики приспустить государственные флаги Российской Федерации и Республики Саха», — отмечалось в указе главы региона Егора Борисова. К сооруженному на площади Ленина стенду со списком жертв авиакатастрофы скорбящие несли цветы и свечи.

День, когда в один момент погибло 10 детей, самому старшему из которых было не больше двенадцати лет, должны были запомнить надолго. Но память — вещь недолговечная, и спустя три года страдания людей можно «списать за сроком давности». По крайней мере, именно такое впечатление производит позиция руководства «Полярных авиалиний» со слов матери Эрэла Горохова.

Забытое прошлое

«Мой сын три года назад получил тяжелейшую травму. Все это время мы слышали очень много обещаний, но, когда дошло до дела, все о нас забыли», — говорит мама Эрэла Зоя Николаевна.

Она утверждает, что помощь они получили лишь единожды – когда чудом уцелевшему мальчику выплатили компенсацию. Наравне с семьями погибших.

Прошло несколько лет, родные, наконец, собрали деньги на лечение. Обратившись к представителям авиакомпании, они были шокированы. Директор Александр Тарасов, назначенный на должность вместо Андрея Корякина спустя год после авиакатастрофы, отказал им в помощи.

По словам матери, в администрации авиаперевозчика не стали даже слушать, выгнали, мотивируя тем, что «срок давности уже прошел».

«Добрый день! Я Зоя Николаевна, мама Эрэла Горохова. Мы приехали в Москву 21 февраля по линии Минздрава в санаторий «Бэс Чагда». Нам помогла попасть в эту клинику наша землячка — дочь депутата Ефимова, погибшего в аварии.

Клиника душевного здоровья. Эрэла лечат кандидат медицинских наук, психиатр Наталья Вячеславовна Захарова и кандидат психологических наук, психолог Елена Владимировна Жатько. Совместное лечение двух специалистов.

Мы находимся в клинике с 25 февраля (этого года — прим. ред.). Есть надежда на выздоровление. Лечение дорогое и длительное. Каждый прием специалистов нам обходится в пять тысяч рублей в день.

Но первые результаты есть. У Эрэла появился интерес к жизни и стремление к выздоровлению. С оплатой нам помогли народный депутат Ил Тумэна Александр Ильич Слепцов и Андрей Васильевич Корякин, выражаю им благодарность. Они каждый день с Эрэлом на связи — поддерживают и желают выздоровления.

За три года мы ни разу не прошли реабилитацию. Как мать я думаю только о состоянии своего ребенка. Нас как бы стерли. Но есть народ Якутии, который всегда станет на защиту моего сына.

Надеюсь, что по лечению позвоночника нам поможет Минздрав. Замминистра здравоохранения Людмила Ильясовна Вербицкая всегда готова нас принять. Решает все наши вопросы. Но наше лечение сейчас необходимое. Никакая мать не согласилась бы положить в стационар с психически больными своего ребенка. Поэтому я выбрала такой выход. Мой сын всегда рядом со мной.

Я хочу, чтобы этим вопросом заинтересовался наш президент. Кто вернет моего сына к полноценной жизни?» — пишет журналистам мать потерпевшего.

Складывается впечатление, что единственный выживший в чудовищной авиакатастрофе пассажир, ставший инвалидом на всю жизнь, потерял «срок давности».

Кто виноват в трагедии?

Напомним, через два года после трагедии Усть-Янский районный суд приговорил капитана Михаила Белькова, совершавшего полет, к шести с половиной годам колонии-поселения.

Как оказалось, Бельков после ухудшения погодных условий поздно принял решение вернуться на аэродром. Кроме того, он слишком низко вел вертолет, из-за чего задняя рулевая балка коснулась земли.

«В рамках расследования уголовного дела допрошено свыше 40 свидетелей, проведено более 20 судебно-медицинских, генетических, пожарно-технических, химических, летно-технических экспертиз», – сообщили в управлении. При этом сам Бельков отказывался признавать вину, однако суд встал на сторону обвинения. «Назначенное наказание всего на полгода меньше максимального по его статье», — пояснили тогда следователи.

Ответ «Полярных»

ЯСИА обратилось в дирекцию «Полярных авиалиний» с официальным запросом. Корреспондент просил разъяснить несколько моментов:

1. Обращалась ли к вам мать пассажира и какую помощь она просила?

2. Есть ли срок давности у трагедии?

3. Ваш комментарий о ситуации.

Сказать, что в авиакомпании были удивлены, — не сказать ничего, там были ошарашены.

«Буквально в феврале этого года Зоя Николаевна получила от нас компенсацию — 100 000 рублей. Не может быть, чтобы она говорила такие вещи. Как ее не пускают на порог, если она получила деньги месяц назад?» — удивляется заместитель директора «Полярых авиалиний» Антонина Ларькина.

Как оказалось, суммы в счет пострадавших поступали с самого дня трагедии. Например, по страховке в АО «Стерх» выплачена компенсация на общую сумму более 47 миллионов рублей. Кроме того, «Полярные авиалинии» обеспечили перелеты родственников пострадавших (документы есть в распоряжении редакции). Такая же инициатива была проявлена на годовщины трагедии в 2014-2015 годах.

В 2014 году в общественную организацию «Арктика», призванную помочь пострадавшим, было перечислено 1,5 миллиона рублей, в основном деньги пошли на установку памятников погибшим в местах захоронения.

Но все это — общие суммы, которых семья выжившего по каким-то причинам могла и не видеть. «Полярные авиалинии» утверждают, что до и после реабилитации пассажира перечисляли суммы на нужды Эрэла.

«У нас есть документы, что в то время мы давали деньги на нужды ребенка. Но каких-либо заявлений мы не требовали, это же неэтично. Зоя Николаевна звонила, говорила свои потребности, а мы приобретали медицинские принадлежности и передавали деньги на лекарства», — сообщил начальник юридического отдела авиаперевозчика Валентина Алексеева.

Количество перелетов, которые совершила семья Гороховых после катастрофы, в денежном эквиваленте исчисляется десятками тысяч. Это перелеты в Москву, на лечение в Южную Корею, из района в Якутск и обратно. Конечно, за счет авиакомпании.

Интересно, что во время реабилитации для проживания Эрэла и его мамы компания снимала квартиру в Якутске на сумму 300 000 рублей. Затем женщина обратилась в «Полярные авиалинии» и сообщила, что требуется улучшение жилищных условий. Работники организовали сбор средств и в счет зарплаты собрали три миллиона рублей, которые передали семье Гороховых (документы есть в распоряжении редакции).

«Мы его ни разу не оставляли. Нанимали учителей для домашнего обучения. Исполняли все, что просила Зоя Николаевна. Вот вы спросили о сроке давности, у трагедии нет срока давности. Хотя трагедия и была в прошлом, судом установлен виновный, тем не менее, мы не исключаем свои моральные обязательства», — говорит начальник юридического отдела.

В 2014 году, чтобы как-то упорядочить выплаты семьям пострадавших, совет директоров принял решение выплачивать каждой семье материальную помощь — по 100 000 рублей ежегодно. Постановление о компенсации морального вреда подразумевает выплаты и бесплатные перелеты, а также помощь (стипендии) при поступлении члена семьи пострадавшего в учебное заведение.

«Я сорок лет работаю в авиации, и такого общественного резонанса еще никогда не видел. Когда произошла трагедия, я работал в Минтрансе и видел, как люди сопереживали случившемуся. Да, суд постановил, что виноват Бельков, но и авиакомпания несет ответственность, и эту ответственность мы пропустили через себя. С 2013 года компания не проводила культурно-массовых мероприятий, ведь, хоть и не траур, мы относимся к этому с пониманием. Но ведь надо знать и меру. Ко мне лично она никогда не обращалась, может быть, к кому-то устно обращалась, не знаю. Странно, что депутаты, которые оказывают помощь Зое Николаевне, не обратились ко мне, если все так у нас закрыто», — комментирует генеральный директор Александр Тарасов.

Напоследок следует отметить, что фонды, созданные после трагедии, ратовали за всех пострадавших, ведь погибли дети, целые семьи. Тогда Эрэл тоже получал помощь, но в отдельную категорию его не выделяли. Утверждать, что «Полярные авиалинии» бросили инвалида на произвол судьбы, нельзя, и тому есть документальные доказательства.

В итоге

Маму Эрэла можно понять, все-таки мама – самый близкий человек, желающий своему чаду только добра. В то же время, как стало известно ЯСИА, 20-летний Эрэл Горохов живет полной жизнью — он женат, имеет чудесного ребенка, занимается спортом.

Казалось бы, пора начинать жить. Но отголоски трагедии до сих пор аукаются болью и непониманием. Точку в этом непростом деле, вероятно, поставит Владимир Путин. Обращение на имя президента уже направлено в Минздрав России и Следственный комитет.