Последние несколько лет некоторые «независимые» якутские журналисты, «частники» ведут необъявленную информационную войну против государственных средств массовой информации. На страницах газет и – в особенности — на просторах интернета выходят обличающие руководство «Сахамедиа» и Национальной вещательной компании «Саха» материалы. Понятия «корпоративная этика», «цеховая солидарность» у этих журналистов давно атрофировались. Любая демонстрация достижений и успехов, перемен и изменений, происходящих в госСМИ, тут же подвергается нападкам, жесточайшей критике и торпедируется.
Хронология атак
Особенно немил и нелюб для «частников» оказался руководитель медиа-холдинга «Сахамедиа» Кирилл Алексеев, при котором формат и содержание государственных СМИ, очевидно, изменились в лучшую сторону. Осенью прошлого года, когда было объявлено о решении перевести республиканские газеты «Якутия» и «Саха Сирэ» на издательскую схему подписки и бесплатное распространение, — положение на информационном фронте стало еще более критическим. В этом году атаки возобновились с новой силой.
Откроем якутские сайты и просто в поисковике наберем «Сахамедиа».
16 марта — «Кирилл АЛЕКСЕЕВ “пилит” бюджет прикрываясь интересами госСМИ?»
12 марта — «Республика тратит в день 2,3 миллиона на ГосСМИ»
10 марта — «Пять методов распила бюджета или экспроприаторы от АО РИИХ “Сахамедиа”,
3 марта — «В Якутии не стали массово подписываться даже на бесплатно распространяемые госСМИ»
2 февраля — «У “медиабратвы” появились… “медиасестры”
11 марта — «САХАМЕДИА: КОРРУПЦИЯ В ГОССМИ? Независимая пресса намерена обратиться к властям, в ОНФ и прокуратуру»
5 марта — «ГОСЗАКУПКИ: ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ РЕСТОРАНУ «ТЫГЫН ДАРХАН» И ТРОЙНЫЕ ПЛАТЕЖИ В САХАМЕДИА И ЕГО ФИРМЫ-«ПРОКЛАДКИ»
5 марта — «СКОЛЬКО СТОИТ ПИАР ВЛАСТЕЙ, или Кто и сколько платит медиа-холдингу «Сахамедиа»
5 марта — «ГОССМИ: БЕСПЛАТНАЯ РАЗДАЧА ПРОВАЛЕНА»
16 марта — «В Якутии подозреваемые в коррупции переводят стрелки на независимые СМИ»
15 марта — «До 19 районов Якутии бесплатные газеты будут «ползти» не менее полумесяца после выхода»
6 марта — «Почему в Якутии борцы с коррупцией не видят то, что у них под носом?»
3 марта — «В Якутии не стали массово подписываться даже на бесплатно распространяемые госСМИ»
30 января — «Сахамедиа» ввел читателей в заблуждение относительно газет «Якутия» и «Саха сирэ»»
13 января — «В Якутии информационную политику определяет «медиабратва»?
10 марта — «Кому бардак, а кому мать родна»
3 марта — «Бесплатная раздача газет в Якутии с треском провалилась»
Собственно, даже читать эти публикации нет смысла, — все понятно из заголовков. Основной посыл: медиаменеджеры-государственники — «кривые», «косые», «воры», «коррупционеры», все что они делают – плохо, неправильно, непрофессионально и даже преступно. Газеты «Якутск вечерний» и «Кыым» также неоднократно критиковали процессы, происходящие в госСМИ.
Методы информационной войны
В прошлом году один из авторов этих строк обучал студентов – будущих журналистов СВФУ. Среди прочего обсуждали тему: «Методы информационной войны». Давайте сопоставим эти классические методы с публикациями в «независимых» СМИ.
По методичке
Доставка бесплатных газет: Онлайн-трансляция
С позволения сказать, коллеги четко следуют методам информационной войны. Например, в их публикациях аудитории упорно навязывается мысль, что «читатель не рад бесплатному распространению», что газеты «Якутия» и «Саха Сирэ» «никто не читает», что «акция провалена», что «неправильно расходуются бюджетные средства», а «управление неэффективно». Это и есть атака на важные свойства конкурента.
Часть информации также является почти правдивой. Это касается размеров государственных субсидий, ежегодно выделяемых из бюджета республики: «около миллиарда(!), «львиную долю из которых получает «Сахамедиа»».
Никто ведь из псевдоразоблачителей не потрудился изучить отраслевую государственную программу, находящуюся в открытом доступе, и увидеть собственными глазами, что медиа-холдинг на издание двух больших газет, «Якутии» и «Саха Сирэ», которые теперь доставляются практически по всей республике, получает от государства по конкурсным процедурам субсидии в год на сумму не более 89 млн. рублей. Им важно напугать людей миллиардами, не вникая в суть вопроса.
Да, акционерное общество «Сахамедиа» участвует и иногда выигрывает, а иногда проигрывает в госконтрактах, которые проводят республиканские министерства и ведомства. И в дальнейшем намеревается это делать, равно, как и вести иную, разрешенную законом коммерческую деятельность, как ведущий медиахолдинг республики.
…Из той же оперы в этих публикациях — призывы и апелляция к руководству республики, ОНФ и прокуратуре – разобраться, проверить, наказать. Вот вам и «целевая» аудитория.
«План Барбаросса»
Вот такие методы ведения информационной войны используют эти журналисты. Вы спросите, зачем это делается? Задач в этом «плане Барбаросса» несколько:
Народные газеты: Как «Якутия» и «Саха сирэ» становились бесплатными
1. Путем постоянных целенаправленных, синхронизированных по времени нападок, информационных вбросов вызвать сомнение в эффективности руководства госСМИ и дискредитировать его. Задача максимум – добиться отстранения.
2. Если не пройдет – хотя бы ослабить конкурента, посеять нервозность в коллективах госСМИ, дестабилизировать их деятельность. Информационное противостояние усилилось после перехода государственных печатных СМИ на бесплатную систему распространения. Четырех-, пятикратное увеличение тиражей «Якутия» и «Саха сирэ», рост влияния госСМИ на аудиторию, прогнозируемое возвращение рекламодателей в госиздания, — все это пугает хозяев мелких и в меру популярных СМИ, привыкших зарабатывать, как угодно и на чем угодно, вплоть до так называемого информационного рэкетирства. И это уже не борьба идеологий, а борьба за выживание. А в ней все средства хороши.
Кирилл Алексеев: ГосСМИ должны защищать интересы якутян
3. В такой специфической форме оказывая давление на власти республики, — добиться выделения/увеличения бюджетного финансирования для своих ресурсов. Частные СМИ внимательнейшим образом мониторят все государственные и муниципальные контракты и участвуют в аукционах, даже если заведомо не в состоянии качественно выполнить условия договора об оказании информационных услуг. Это и республиканские министерства и ведомства, и Госсобрание (Ил Тумэн), и город Якутск, и крупные хозяйствующие субъекты. Выдвинув тезис о том, что “госСМИ не должны участвовать в конкурсах и грантах», просто силятся вытеснить основного конкурента.
Как видно из происходящих событий, речь идет о натуральной войне, а войны, как известно из истории, возникают на фоне кризисов. Постсоветская модель печатных СМИ, которая начала формироваться в середине 90-х, расстановка фигур в якутском медиа-поле, сложившаяся в результате идущих с тех же времен процессов, все менее соответствуют сегодняшнему времени и, тем более, запросам завтрашнего дня.
А коллеги-«частники» пошли по отработанному шаблону: в попытках сохранить уже не жизнеспособное, но такое привычное положение вещей, применили оружие, которым они так умело пользуются, — ушат помоев, дискредитация, дестабилизация, шантаж.
Цивилизованное пространство
Газета «Якутия» вошла в «Золотой фонд прессы – 2017»
«Сахамедиа» за 4 года работы сформировался как современный многопрофильный медийный холдинг. Традиционные печатные СМИ, общественно-политические газеты «Якутия» и «Саха Сирэ», благодаря бесплатному распространению доступны теперь населению всей республики. Наши читатели положительно оценивают изменения форматов и уход от официоза. Газеты стали намного ближе к народу.
Модернизированный республиканский медиацентр стал центром для проведения всевозможных деловых, общественно-политических мероприятий, пресс-конференций, круглых столов на острые темы. Здесь же записываются видеопрограммы для интернета и республиканского телевидения.
Сайт «ЯСИА» — лидер среди якутских информационных интернет-ресурсов. Открывшийся всего 4 месяца назад сайт edersaas.ru стремительно набирает популярность и фактически является единственным полноценным сайтом на якутском языке.
Мы уверены в успехе новой для республики дискуссионной площадки, сайта мнений gazetayakutia.ru, куда пишут журналисты «Сахамедиа», других изданий, известные авторы, политики, общественные деятели и блогеры.
«Медиалогия»: Теоретически ЯСИА входит в число 30 самых цитируемых СМИ России