Местное сырье, отличный вкус, стильная современная упаковка – все это якутский бренд «КҮN», продукция которого появилась на полках супермаркетов в начале 2016 года. О том, как развивается производство, ЯСИА узнало, поговорив с директором компании «Ягоды Якутии» Артуром Аржаковым.
— Расскажите, с чего все началось?
— Мы долго думали и пришли к выводу, что, наверное, Якутия пока не так много может предложить российскому рынку, за исключением алмазов и газа. Решили обратить внимание на пищевую промышленность. Нам есть, что предложить миру: рыба, жеребятина, оленина и дикоросы. Мы выбрали ягоды.
— Морсы и сиропы KYN появились на прилавках магазинов в начале этого года. Как развивается производство?
— После первой отгрузки товара в начале февраля прошло около десяти месяцев. Сейчас мы находимся на стадии завершения первого продажного сезона – смотрим, каких результатов удалось добиться, делаем выводы.
«Устаканились» производственные процессы, появились новые виды продукции. Можно сказать, что заняли нишу. Люди нас знают. Сейчас распространяем продукцию более чем в 500 торговых точках, в том числе и за пределами республики.
Недавно запустили новые виды сиропа, а также стали работать с ограниченными сериями, выпускаемыми в рамках специальных акций к каким-то событиям. Кроме того, запустили линию по производству воды в 5 и 19-литровых бутылках «КУТ» (это слово имеет два значения на якутском — «душа» и «наливай»). «Наливай душевно» — так мы в шутку переводим это слово.
— Удалось ли реализовать планы по экспорту продукции?
— Выход на экспорт в полной мере не осуществили – будем этим заниматься в ближайшее время. Надо признать, в нынешних условиях якутское производство никогда не будет конкурентным по цене.
Мы постоянно экспериментируем с новыми вкусами. Ищем то, что может понравиться якутянам.В республике дорогие энергоресурсы, много средств уходит на заработную плату. Кроме того, приходится завозить расходные материалы. Наверное, поэтому большинство предприятий ориентировано на внутренний рынок.
Мне кажется, республика может конкурировать в производстве пищевых продуктов премиум-класса. С экологичным, эксклюзивным товаром можно занять нишу. На тех же ягодах, например. Нигде в мире дикоросы не собирают руками. А они обладают свойствами, не характерными для селекторного разведения. Витаминизация выше, вкус более насыщенный. Это конкурентное преимущество, которое поможет нам заявить о себе.
— С какими сложностями вы сталкиваетесь?
— К сожалению, объемы добываемой брусники не так значительны, как кажется. Из двух миллионов тонн, которые произрастают в регионе, мы можем использовать около 5%. Поэтому приходится делать упор на ограниченные предложения, на которые есть спрос.
К Новому году предложим якутянам брусничный сироп с имбирем и апельсином. Думаем, получились достаточно интересные вкусы.