Лидер движения «Ураанхай» Тургун Попов о «гене страха», Навальном, спорте и настоящем патриотизме

16918

Игорь Попов – лидер общественного движения «Ураанхай» и одноименного спортивного клуба, больше известный под именем Тургун. Ежегодно его можно увидеть во главе многочисленной колонны ураанхайцев, вышедших на шествие ко Дню республики. В преддверии праздника ЯСИА представляет эксклюзивное интервью, в котором затрагивается множество тем, так или иначе интересующих каждого якутянина, хотя бы раз слышавшего про движение «Ураанхай».


— Добрый день, Тургун. Может, начнем беседу с имени? Что оно означает?

— На русский переводится как «стойкий». Нашел я его в специальной книжке, которую дала мне моя мать. Там был список якутских имен, которые нужно присваивать детям, родившимся в тот или иной день. Имя «Тургун» стояло как раз на 18 февраля, в день моего рождения. Потом выяснил, что сильные имена старались давать зимним детям, чтобы придать им дополнительных сил для выживания. В 90-е годы, когда наступили особо сложные времена в моей жизни, я многое переосмыслил. В том числе решил называться Тургуном. Со временем имя как-то ко мне приросло. Так ведь бывает – некоторым людям присвоенные имена больше подходят, чем данные при рождении.

— Расскажи про движение «Ураанхай». Наверное, многие якутяне имеют слабое представление о деятельности организации.

— А некоторые еще имеют какое-то превратное мнение, основанное на домыслах. Вообще, ураанхаями в старину называли представителей отдельного сословия, которое специализировалось на боевом ремесле. Это своего рода якутские самураи, имевшие свой кодекс и свой стиль ведения боя. Оказав неслабое сопротивление казакам, они в конечном счете были истреблены. Обо всём этом я узнал из народных преданий и исторических книг.

Лет 15 назад мы с друзьями целенаправленно пришли к мысли о необходимости создания некоего движения, которое бы объединяло якутскую молодежь. Когда начинали, нас было человек десять: те, с кем я познакомился во время учебы во 2-й школе, работая в спецназе и отбывая срок. Самые надежные люди, им я мог доверить свою жизнь. Постепенно начали набирать популярность. Многие помнят, что это было страшное время для молодых людей — якуты постоянно дрались между собой, делились по улусам. Хотя подобное до сих пор можно наблюдать каждые выходные в увеселительных заведениях. Но тогда всё было гораздо масштабнее. Народ при этом стал прислушиваться к нашим доводам о необходимости консолидации. Были и те, кто в нас не верил. Даже ходили одно время слухи, что движение создали какие-то спецслужбы по инициативе властей. Нет, всё было совсем не так. «Ураанхай» появился из нашего стремления повлиять на обстановку.

Власти только потом начали задумываться о том, чтобы сотрудничать с нами. Поняли, что мы нужны и что они могут упустить наше движение, если не будут идти навстречу. Я благодарен им за это понимание. Могу сказать, что уровень взаимоотношений теперь уже другой.

Сейчас молодежь наше движение воспринимает хорошо. Но есть и те, кто опасается. У них прослеживается страх, который взращивался у нашей интеллигенции аж 300 лет. Да, был момент, когда молодым парням удалось перебороть это чувство – тогда Максим Аммосов, Платон Ойунский и Исидор Барахов вдохновили якутян на создание автономии. Однако в 1930-е годы этот порыв сбили, и «ген страха» вернулся. Остается он у народа до сих пор. Мы же ставим себе цель уничтожить его.

— Именно такую цель ты ставишь перед движением?

— В идеале хотелось бы, чтобы в каждом детском саду и школе мальчикам с самого начала говорили: «Ты — ураанхай, ты — боотур, ты – защитник своей семьи и своего народа. Ты должен уметь постоять за себя и за них. Когда придет время, ты не должен бояться положить жизнь за свою родину». Такую мысль нужно им в головы вкладывать. Только тогда у народа появится уверенность. Сейчас всё не так: чувствуется атмосфера страха и давления. Западная идеология заполняет умы молодежи. Идет пропаганда ложных ценностей.

Всем, кто к нам приходит, а это в большинстве своём молодые парни, говорю сразу: учите своих детей с первых месяцев жизни называть родителей «ийэ» и «а5а». Родной язык начинается с этого. «Мама» и «папа» — это даже не русский язык, это французский. Как дети, которые говорят по-французски, могут называться патриотами? Наверное, воспринимаются мои слова довольно радикально, но я считаю это патриотизмом. Патриотизм в свою очередь — это здоровый национализм. Не шовинизм и фашизм, нет, тут нет ненависти и идеологии превосходства. Даже Владимир Путин говорит, что не против здорового национализма. Так что этого не стоит бояться или стесняться.

— Вот ты сказал, что молодежь до сих пор бьется друг против друга. Как думаешь, почему так происходит?

— Может, просто у нынешних молодых райская жизнь? В 1980-е годы было совсем по-другому. Только за то, что разговаривали в автобусе на якутском, старушки могли за ухо оттаскать. Называли «деребасом» часто. Про это сейчас не принято говорить, хотя факты были.

Возможно, молодежь сейчас специально делят по улусам, чтобы не объединялась. По принципу «разделяй и властвуй». Ведь так же и в политике – кто, например, всё время жалуется на избранного народом Ил Дархана? Те же якуты, с которыми он вместе и работал. Вместо того, чтобы поддерживать, они ставят ему палки в колеса, организовывают митинги. Это неправильно.

Всегда говорю, что любом случае политикой интересоваться нужно, а то политика займется нами, согласно известному высказыванию Отто фон Бисмарка. Всем нужно научиться просеивать информацию и вычленять из неё истину. Если не дурак, то можно научиться разделять черное от белого.

Многие сейчас добиваются того, чтобы не было подобного разделения, стараются смешать всё в одну серую кашу. Это я про те же западные страны говорю. Кто нашептывает россиянам, что пора свергать власть, устроить очередную революцию? Хотя тут прослеживается аналогия с 1905 годом, когда была первая русская революция. По экономическим показателям страна находилась на пике своего могущества, а рабочих с помощью провокаторов вывели на улицы.

— Значит, по твоему мнению, Алексей Навальный, который тоже активно призывает народ на улицы, негативно влияет на ситуацию в стране?

— Навальный – это современный поп Гапон. Возник вдруг из неоткуда. Я удивляюсь интеллигенции, которая не понимает этого. Они же в большинстве своем умнейшие люди. Хотят свободы. Но ведь свободы сейчас навалом – езди, куда хочешь, переезжай, куда хочешь, критикуй, кого хочешь. Эти простые моменты народ должен понимать.

Еще удивляет, что критикуют власть только люди с высшим образованием, которые уже чего-то добились в жизни, нередко живущие за счёт бюджета. Условные старушка Майя и кочегар Уйбаан из глухой деревни ничего ведь не имеют против руководства страны.

Еще удивляют те, кто вместо того, чтобы осуждать людей, взявших субсидии и проевших их вместо постройки коровника, начинают ругать власти республики. Но власть-то тут причем? Это же муниципалы должны были наблюдать за этим горе-фермером, разве нет? А народ наш любит обвинить во всем главу. Он же наоборот этими субсидиями помочь хотел.

— С политикой понятно, но вот почему в движении «Ураанхай» так много внимания уделяется спорту?

— Я сам с малых лет занимаюсь спортом. В советском прошлом была государственная политика взращивания спортсменов. В каждой деревне работала секция вольной борьбы. Я рос озорным мальчиком. Много боролся и дрался с другими ребятами, а потом направил свою энергию в спорт. В 5 классе переехал с семьей в Якутск, и борьбу сменил бокс. Потом в армии занимался рукопашным боем. Не забросил свои занятия и на гражданке, так как устроился в спецназ. Как-то становился абсолютным чемпионом Якутии по рукопашному бою.

Как раз в то время, в 1993 году, увидел бои UFC. Посмотрели с друзьями привезенные в Якутск кассеты с выступлением Ройса Грейси. Мы с товарищами подумали, что это для нас подходит больше всего, и вдохновленные начали заниматься смешанными единоборствами. Однако потом совершил те самые свои ошибки, из-за которых попал за решетку. После освобождения мои друзья –Алексей Уваров и Александр Рехлясов — поддержали меня, помогли вернуться в спорт. Думаю, удержали меня от скользкой тропы криминала. Вот с тех пор мы честно трудимся для развития смешанных единоборств.

Никакой поддержки поначалу не было. Только в последние годы, в частности с того момента, когда мы встретились с Егором Борисовым, на нас начали обращать внимание. Результаты уже есть – недавно ездили в Турцию на чемпионат мира по микс-файту вместе с шестью ребятами. Впервые в истории якуты на таком крупном турнире померились силами с лучшими бойцами мира и взяли медали: одну серебряную и две бронзовые.

— Подъем налицо. Сколько же человек у вас в клубе занимается?

— Честно говоря, не знаю точное количество. У нас ведь не так, чтобы постоянное членство было. Каждый сезон записываются, занимаются. Кому-то нравится, кому-то не нравится, и он уходит. В среднем по 150-200 человек ходит ежегодно. По республике есть несколько клубов и федераций. В них занимаются сотни любителей смешанных единоборств, если не тысячи – в улусах сейчас очень популярен миксфайт. Но так и должно быть. Парень должен учиться постоять за себя и за родных. Некоторые понимают совсем по-другому. Думают, что раз бои без правил, то там будет мясорубка на ринге. Иногда даже слышу мнения, что к нам приходят те, кто хочет бить людей на улицах. Это не так. Основательная подготовка к единоборствам предполагает немалый элемент воспитания. С малых лет мальчиков готовят, приучают к дисциплине, вбивают им в голову определённые ценности и принципы. Иначе спортсмена хорошего уровня не подготовишь. При этом сразу видно психологически неустойчивых людей. От тренера невозможно скрыть свою сущность, он всё знает про человека. Так что отсев идёт серьезный. Бывают, конечно, случаи, когда боец смешанных единоборств попадается на правонарушениях, но если посмотреть по статистике, то подобного ничуть не больше, чем в других видах спорта. Наверное, куда больше преступлений исходит от офисного «планктона», который собирается по выходным в питейных заведениях.

Вообще скажу, у нас слишком много драк в работе и жизни, чтобы потом еще идти на улицу и там затевать бой. Наоборот, спортсмены стараются избегать конфликтных ситуаций.

— То есть бойца надо воспитывать с детства?

— Да. Но вот у нас нет специализированного зала. Уже несколько лет мы занимаемся в беговом манеже спорткомплекса «Модун». Там ведь не постелешь матовое покрытие, которое обязательно для занятий с детьми. Нужны тренажеры, специальные помещения. Был бы свой зал такой, то брали бы учеников уже с третьего класса. Пока же к нам ходят те, кто заканчивают в скором времени школу, студенты и работающая молодежь. Сейчас это модно. Теперь все смотрят на звезд UFC и равняются на них. Играют на приставках в бои, одеваются в тематические бренды.

При этом акцент мы делаем не только на физическое развитие. Каждый год в день летнего солнцестояния поднимаемся на Чочур Муран и вручаем нашим новым членам серебряные значки. Это символизирует, что они стали настоящими ураанхаями. Не забываем рассказывать нашим ребятам про давнюю историю, предания старинные, укрепляем их дух таким образом. Может, из-за этого приходят победы? Вот занимаемся пока всего три раза в неделю и при этом добиваемся успехов на состязаниях мирового уровня. Сколько лет и сколько миллионов вкладывают в борьбу и бокс? Сильных результатов ведь нет.

Вообще считаю, что у народа должен быть герой. Вот сделал же Путин таким героем Фёдора Емельяненко: постоянно крутили его бои по телевизору, раскрывали его жизнь в СМИ. Множество молодых парней выросло, воспринимая его как кумира, равняясь на него. Нам, небольшим народностям, тоже нужны такие герои.

— Сейчас у нас имеются претенденты на такое высокое звание?

— Григорий Попов на пике находится. Он достиг высоких результатов — является чемпионом мира по тайскому боксу и чемпионом Азии по панкратиону. Есть еще перспективные молодые ребята, которые идут по его стопам. Тот же вилюйский парень Мичил Осипов, который в финале чемпионата мира не победил только из-за спорного решения судей. Те же Дьулус АкимовЮрий АлексеевИгнат Андросов. Был еще многообещающий Алексей Никифоров, но он погиб пару лет назад, спасая ребенка на реке.

Много есть перспективных, но без поддержки они не могут заниматься на профессиональном уровне, ведь им нужно работать и кормить семью. Поэтому некоторые уходят из нашего спорта.

— Понятно, что в сфере смешанных единоборств началась новая эпоха. Интересно, как Тургун Попов относится к семейным ценностям? Какой, на твой взгляд, должна быть якутская семья?

— Во-первых, семья должна быть полноценной. Очень много матерей-одиночек появилось в последнее время. Почему так получилось, я не могу понять. Кажется, это до сих пор влияют отголоски 90-х годов. Массовое такое явление, странное. Не думаю, что нельзя исправить ситуацию. Был ведь пример наших бабушек, которые стольких детей сами воспитали в послевоенные годы, когда 38 тысяч мужчин не вернулось с полей сражений. Причем воспитали настоящими мужчинами. Современным женщинам тоже нужно стараться воспитать мужчин, вдалбливать мальчикам в голову, что они не должны бояться жизненных трудностей, что они могут их решать. Говорю так, потому что нынешние якутские дети кажутся мне сильно избалованными. Причем они сильно зависимы от своих гаджетов. Даже в деревнях так – сидят ребятишки целыми днями за онлайн игрой в танки. Я сам сейчас столкнулся с этой проблемой, потому что у сына переходный возраст начался. Конечно, не ко всем детям это относится, но, думаю, тенденция налицо.

Думаю, родители должны побольше времени проводить с детьми. Естественно, не от них это зависит, однако у проблем нынешней молодежи ноги растут как раз отсюда. Плюс с большей ответственностью надо подходить к воспитанию детей, а то скидывают на бабушек и учителей. Потом возмущаются, что дети плохо себя ведут.

Посмотрите на кавказские народы. У них там отец – это добытчик, а всеми семейными делами заправляет женщина, в том числе и воспитанием сына. Но каких сыновей они воспитывают! К примеру, с малых лет им говорят, что если они подерутся в школе за правое дело, то ругать их не будут. А как у нас? Позвонит учительница с жалобой, так накидываются на ребят сразу с упреками. Не надо так делать. Если бы якутские женщины понимали, то многое изменилось бы. Хотя есть якутянки и с таким подходом к воспитанию.

Еще отмечаю усиление какого-то меркантильного отношения к жизни. Людей так сильно стали интересовать деньги, отдых в Таиланде и внешняя показуха, что страшно становится. Молодежь особенно сильно стала тяготеть к этим ложным ценностям. Это с Запада идет, как мне кажется. Хотя в последнее время политика страны изменилась, уклон стал в сторону изоляционизма. С этой стороны мне нравится линия Путина. Думаю, что он всё правильно делает. В особенности то внимание, которое оказывается повышению обороноспособности страны. Этого не понимают либеральные силы. Хотя, может быть, они понимают, но народу внушают другое. Путин знает, что выражение «если не хочешь кормить свою армию, то будешь кормить чужую» не из пустого места взялось.

— В каком состоянии, на твой взгляд, находится наша национальная культура?

— Хотел бы еще раз сказать про язык. Очень много знаю людей, которые стыдятся того, что не знают своего родного языка. Они обычно винят своих родителей и правильно делают. Чем руководствуются люди, обучающие детей только русскому? Что их ребенку будет легче адаптироваться в центральном вузе в будущем? Что ему будет проще в жизни? Наоборот, это большая ошибка.

Тем более, что из-за такого отношения страдает весь народ. Без языка нас не будет. Не зря ведь говорят, что если хочешь уничтожить народ, то первым делом нужно заставить забыть свой язык.

Меня часто упрекают, почему такой поборник воспитания на якутском языке написал вдруг свои книги на русском? Но мы все знаем, что предпочитающих чтение на якутском языке у нас немного. Гораздо больше тех, кто читает и лучше воспринимает на русском. Так охват будет шире, и больше народу сможет прочитать мои книги. Да и представители других народов должны иметь возможность ознакомиться с написанным.

Что касается культуры, то нам нужно её развивать. Она прямо влияет на самосознание народа. При этом можно было бы постепенно начинать отходить от однобокого подхода к национальной культуре. Вечно у нас одни песни и танцы на сценах. Всё должно равномерно идти, освещать необходимо и другие стороны национальной культуры. А у нас песни только про природу и любовь. Даже мужские сценические костюмы все в блестках и бахроме. Это что такое вообще? Мужчина должен выглядеть как мужчина. Очень много стало женоподобных парней. Считаю, это веяние заграницы.

Тут я тоже вижу руку Америки. Хотя, заметьте, у них очень сильно развиты семейные ценности и приверженность к христианской религии. Они очень консервативны и строги, даже, можно сказать, патриархальны.

— Как ты относишься к нынешней миграционной политике?

— Я не фашист и не шовинист. Считаю, что если ты не родился здесь, вырос в другой стране со своим менталитетом и с иной верой, приехал сюда на заработки, то всё равно должен постараться узнать местные особенности. Никто не требует полного знания Якутии, но постараться всё равно нужно. Самое главное – чтобы гости уважали якутян. Тогда к ним отношение будет другое.

Хотя я всегда считал, что очень многое зависит от того, как мы себя показываем приезжим. Какими они нас видят? Мужчины все пьют, а женщины в мини-юбках по выходным катаются на такси из клуба в клуб. Менталитет ведь у гостей из Средней Азии совсем другой. Там женщина не должна гулять, курить и тем более пить алкоголь. У них всё это считается признаками легкодоступности. Наши мужики в это время напиваются и сами начинают проявлять агрессию по отношению к приезжим. Поэтому довольно ошибочно обвинять только мигрантов в конфликтных ситуациях, возникающих время от времени на бытовой почве.

Если приезжие спокойно занимаются своими делами, никого не бьют по «беспределу», не пропагандируют активно свою веру, то кто их трогать будет? Пусть живут, конечно. Вообще, я за мир, дружбу и взаимопонимание, как нас и учили в советские времена.

— Заканчивая беседу, ответь на вопрос о том, как ты оцениваешь развитие общественной жизни Якутии?

— Ну, видимо, развивается хорошо. Исхожу из того факта, что Егор Борисов впервые позвал нас к себе и поговорил. Это означает очень многое. Никто из чиновников так не делал до него. Это прогресс, как мне кажется. Можно сказать, что я за развитие гражданского сознания у населения. Без этого аспекта нас будут гонять, как скотов. Считаю, каждый должен сознательно относиться к жизни.

Хочу через вас поблагодарить некоторых людей, которые помогают нам. В первую очередь я благодарен нашему Ил Дархану. Еще спасибо передаю руководству аэропорта «Якутск», а также всем, кто постоянно поддерживает наш клуб в этом нелегком и тяжелом мужском виде спорта. Читателей призову заниматься спортом или хотя бы физкультурой.

Ещё, пользуясь случаем, приглашаю всех жителей республики 27 апреля в 18.00 на площадь Ленина, где пройдет осуохай единения. Хотя бы один раз в году забудем все разногласия и покажем, что мы можем быть едины.