Навигация-2017: Капитаны судов рассказали об особенностях завоза грузов

10500

В Якутии в навигацию-2017 речникам необходимо завести порядка 3 миллионов тонн грузов, в том числе 1,5 миллиона тонн для жизнеобеспечения и нужд производственных хозяйствующих субъектов. Об особенностях работы ЯСИА рассказали капитаны судов. 


День рождения сухогрузного теплохода «Капитан Богатырев» – 26 сентября 1984 года, с этого дня он ходит по Лене. Кстати, одним из тех, кто его принимал, был герой нашего прошлогоднего материала Василий Лебедев.

Капитан судна Владимир Колесник руководит им с 1997 года. Сам он родом из Киева, но в Якутии очень нравится: «Республика меня покорила бескрайними просторами, чистым воздухом».

Чаще всего на теплоходе перевозятся генеральные и сыпучие грузы (уголь, щебень, песок), а также контейнеры с техникой. Где только не побывал Владимир Колесник. «В республике не был только на реке Оленек, потому что наш корабль туда зайти не может. И до Зырянки поднимались по Колыме, и до Чокурдаха ходили по Индигирке. Помню рейсы на Чукотку, в Красноярский край. Везде нас ждут», — рассказал капитан.

Полный штат в 16 человек не набирается на судно уже многие годы, но даже нынешним составом обеспечиваются транспортировка грузов и их безопасность. Старший механик Сергей Матиенко отходил более 10 лет, старший помощник Роман Денисенко прошел 8 навигаций. Сын капитана Данил Колесник работает боцманом: «Он с 2 лет топал по этой рубке. Мы его в пятом классе практически силком с корабля стаскивали». Рядовой состав меняется постоянно за счет курсантов, приезжающих из разных училищ страны.

старший механик Сергей Матиенко

В прошлую навигацию судно выполнило 16 рейсов и перевезло более 100 тысяч тонн грузов. Теплоход вернулся 14 октября в хорошем состоянии, поэтому был произведен лишь средний ремонт. По словам капитана, при должном уходе отработает еще, как минимум, 20 лет.

Первое задание в этом году — произвести загрузку каменного угля в селе Джебарики-Хая и выгрузить его в Нюрбе. Всего надо завезти 20 тысяч тонн, но из-за маловодья эти объемы распределены по нескольким сухогрузам. В июле «Капитан Богатырев» обычно уходит в море, к концу месяца прибывает к барам рек Яна и Индигирка. На Колыму идет в августе.

Зимой после окончания навигации Владимир Колесник перебирается на отдых в провинцию Хайнань на юге Китая. Но покидать страну и оставлять флот он не намерен: «Как корабль будут резать на металл, так и пойдем на пенсию. Никуда уходить не хочу. Столько лет здесь».

БТК-608, как и его сосед БТК-607, предназначен для буксировки и толкания сухогрузных и нефтеналивных барж. Экипаж состоит из 9 человек – капитана, старпома, трех помощников, трех мотористов, электрика, проводника и повара. Капитан Андрей Ковалев рассказал, что судно отличается от других буксиров.

«Все теплоходы – винтовые, а БТК-608 — колесный. Из-за того, что у нас грибные колеса и двигатель находится посередине, а не сзади, как у всех, управлять им сложнее. Когда вперед баржу толкаем, он очень плохо справляется. Поэтому стараемся все время только на буксире водить, тут управление хорошее», — поделился капитан.

Работа не ограничивается только буксировкой составов: «Мы и проводкой судов занимаемся, когда воды не хватает, и с мели снимаем».

Для Андрея Ковалева это будет уже 11 навигация, при этом на мелкосидящих буксирах-толкачах он работает с 1993 года. С мотористом Михаилом Иваньчиным прошел три года, со старшим помощником Николаем Захаровым работает две навигации, остальной плавсостав обновился.

«Мне было 15 лет, когда отец сюда привез. Мыслей о том, чтобы поменять работу, не было никогда. Те, у кого они есть, уходят после первой навигации. Я вырос на реке, на реке и остался», — подчеркнул Ковалев.

По его словам, первое задание в нынешнюю навигацию — выйти с баржей в Джебарики-Хая для погрузки угля и завезти его в Амгинский район. Всего необходимо транспортировать 23 тысячи тонн. Затем буксир отправится либо на Вилюй, либо сразу в Осетрово.

На судне работает курсант Станислав Ковалев из Уфы, окончивший 3 курс филиал Государственного университета морского речного флота имени адмирала Макарова. На БТК-608 проходит практику в качестве рулевого моториста.

Город увидеть молодой человек еще не успел, хотя прибыл в Якутию 28 апреля. Капитан смеется: «Да, я их сразу с самолета забрал сюда и больше никуда не выпускал».