Правительство Якутии обратилось к заместителю секретаря Совбеза Российской Федерации Сергею Вахрукову с просьбой поддержать проект создания высокотехнологичной судоверфи на базе Жатайского судоремонтно-судостроительного завода.
«Создание судоверфи вошло в проект федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ», но в новой редакции сумма финансирования сокращается. Мы хотели бы попросить Совет безопасности о поддержке, потому что ситуация неординарная. Из 350 судов, которые сейчас находятся в ведении Ленского объединенного речного пароходства (ЛОРП), износ составляет в среднем 70%. С каждым годом техника всё больше устаревает: средний возраст судов — 37-38 лет при нормативе в 25», — объяснил Сергею Вахуркову первый вице-премьер — министр экономики Якутии Алексей Стручков.
Примерная стоимость проекта составляет 5,7 миллиарда рублей, причем большую часть средств предполагалось получить из федеральных источников. После ввода в эксплуатацию судоверфи на ней планируется строить до 10 новых судов и до 6 — направлять на модернизацию и реновацию.
«Это проблема, которую нужно решать быстро. С ней связаны вопросы северного завоза и соблюдения техусловий, которые вводятся в ближайшее время. Если сейчас не предпримем меры, то через несколько лет придется объявлять чрезвычайную ситуацию с вашими расстояниями и природными условиями», — отметил Сергей Вахруков.
Первый вице-премьер Якутии Алексей Колодезников рассказал еще о двух моментах, связанных с судостроительством. Во-первых, он попросил посодействовать в снижении процентной ставки при лизинговом заказе у Объединенной судостроительной компании. Во-вторых, предложил поддержать идею переноса даты внесения изменения в постановление правительства РФ № 623 от 12 августа 2010 года «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта». В частности, там указано, что до 2018 года необходимо оснастить двойным дном и двойными бортами сухогрузно-нефтеналивные суда, эксплуатируемые на арктических реках. Колодезников добавил, что на подобного рода модернизацию необходимы большие средства, которыми не располагает ЛОРП.
Сергей Вахруков ответил, что бесконечно переносить сроки введения тех или иных регламентов не стоит. «Не надо предлагать кардинальных вещей. Нужно постепенно и поэтапно подстраиваться под техусловия», — подчеркнул он.
Также заместитель секретаря Совбеза поинтересовался кадровой оснащенностью судоремонтного завода: если всё получится, и судоверфь будет введена в строй, то понадобится гораздо большее количество квалифицированных кадров. Ему сообщили, что в Якутии имеется собственный институт водного транспорта, а также действует филиал Новосибирского института транспорта.
Отметим, что ранее Сергей Вахруков посетил практически достроенную Якутскую ГРЭС-2 и оценил мощь и перспективы объекта.