Любому столичному торговцу известно, что лучше продаются, если картошка, то непременно олекминская, караси – кобяйские, а мясо и молочные продукты – чурапчинские. Это наши бренды, которые ищут почти все потребители, истинные ценители натуральной местной продукции. Поэтому многие торговцы выдают свой товар за брендовый, даже если он таковым не является. А можно ли отличить истинность продукции, не отходя от прилавка? В рамках проекта «Жизнь в районах» мы делимся маленькими, но очень полезными секретами.
Аласный маркетинг
Мы попробовали продукцию СХПК «Чурапча» — одного из самых успешных и титулованных перерабатывающих предприятий в республике. Чурапчинские мясо и молочные продукты действительно очень вкусные, потому что коровы и лошади здесь питаются сочной и шелковистой аласной травой.
В соседнем Таттинском улусе, кстати, тоже такие же и молочка, и мясо, но массовым спросом пользуется больше чурапчинская продукция. Лишь знающие люди понимают, что таттинское мясо ничуть не хуже. Думаете, почему так?
А вот в этом заслуга СХПК «Чурапча», который одним из первых начал продвигать на рынке местные полуфабрикаты: мытые потроха для якутской похлебки, пельмени из жеребятины и так далее. Получается, этот бренд чурапчинцы заработали своими руками.
Это явление с привязкой продукции к определенной местности хочется назвать «аласным маркетингом» без всякого желания критиковать или, не дай Бог, высмеивать. Есть, работает — прекрасно!
21-й год
В минувшем году СХПК «Чурапча» отмечал свое 20-летие.
— Мы начали работать в 1997 году, — рассказывает директор Николай Аржаков. – Нашими пайщиками были разные сельхозпредприятия района, в том числе 198 крестьянских хозяйств, товарищество «Хадаар». Если честно, мало кто тогда верил, что у нас получится. Тогда и в голове не могло уложиться, что мы сами можем здесь разливать свой кефир, молоко, готовить полуфабрикаты. Многие так и говорили, почему люди будут покупать у нас потроха или харту? Ведь все это заготавливалось в простой деревенской семье для себя. А о том, чтобы продавать разливную чистую воду, тогда и речи быть не могло. Базы для переработки тогда не было. Пришлось арендовать помещение, оборудование. Время показало — местная продукция весьма востребована. Но, конечно, к тому, что предприятие имеет сегодня, пришлось идти долгие годы.
А сегодня годовой оборот предприятия – 300 миллионов рублей!
Лучший СХПК
В кооперативе трудятся 184 работника. В летнее время, когда «просыпаются» маслозаводы в наслегах, их становится в два раза больше. Примечательно, что 60% сотрудников СХПК – это молодежь. К примеру, сейчас в СХПК «Чурапча» трудоустроилось более 60 выпускников сельхозакадемии и техникума.
Работают молодые люди с большим энтузиазмом. В этом мы убедились, посетив кондитерский цех, который расположен в одном месте с фирменным магазином. Девушки-технологи пекут бисквиты, вкуснейшие якутские лепешки, режут их для национального блюда. Кстати, «лепешка в сливочном креме» — одно из самых востребованных блюд.
Хочется рассказать о социальной полке в фирменном магазине СХПК «Чурапча». Если ты хочешь сделать доброе дело, то можешь купить продукты и поставить на эту полку в магазине. Нуждающиеся выберут, что им надо. Обычно сюда кладут хлеб, макароны, консервы. Это лучше, чем подавать милостыню наличными. Деньги ведь и пропить можно, считают чурапчинцы.
Продукция
Сегодня СХПК «Чурапча» изготавливает более 50 видов одной только молочной продукции. Трудно перечислить то, что есть. Проще назвать то, чего здесь не делают. В Чурапче пока нет собственной сыроварни. Все остальное из молочки имеет место быть.
В летнее время, к примеру, даже редкий молочный напиток из «уере ото» продается. Это такая трава, настоянная на кислом молоке. Отменным вкусом отличаются 50-процентные сливки и масло.
Из мясных полуфабрикатов на первом месте копченая жеребятина «Джесегей» в вакуумной упаковке, самым востребованным называют фарш «Сандалы».
Удалось нам попробовать и местную колбасу. Она похожа на старую, из Советского Союза. Красителей и ароматизаторов нет. А все натуральное сейчас ценится выше. В планах увеличить количество и качество выпускаемых полуфабрикатов. Чтобы просто в микроволновку положил, разогрел и съел.
Требуйте лицензию
Если говорить о наградах предприятия, наверное, читателю будет скучно. Лучшая награда — это спрос. Везде ищут именно чурапчинские продукты. Хорошо, когда товар упакован в бутылочки, пакеты, надписан, промаркирован.
А если это развесное масло? Или мясо? Некоторые наглые продавцы достают коробку из-под чурапчинского масла и из нее торгуют по высоким ценам привозной продукцией. Как отличить псевдочурапчинские продукты?
— Требуйте лицензию у продавца и справку о продукции, — советует Афанасий Николаевич. – Лучше покупать в специализированных магазинах, где у нас есть свои полки. И даже у тех, кто продает жеребятину с доставкой на дом, должны на руках быть справки, где все написано.
Вот такой полезный совет для тех, кто любит аласные мясо и молоко.
Проект «Жизнь в районах» рассказывает о людях, проживающих в улусах нашей республики. Именно они своими победами и проблемами создают жизнь на селе. Смотришь на них и веришь, что Якутия — бескрайняя, и ты сможешь жить, трудиться и развиваться где угодно. Чем так вдохновляют эти люди? Они делают свое дело. Им непросто. Часто — совсем невесело. Но они продолжают жить с любовью к своей малой родине — так, чтобы жизнь вокруг наполнялась смыслом.