По словам руководителя общины Тывы в Якутии Шартан – оол Зоя Хоюг-ооловны, горловое пение является достоянием тувинского народа. “Тувинских детей никто специально не обучает этому мастерству, они рождаются умеющими петь горлом. Это передается им по генам”, — отметила она. Ховалыг Хеймер-оол рассказал участникам мероприятия о видах горлового пения. С его слов, это пение подразделяется на хахра, которая больше похожа на хрип, сыгыт, похожий на свист и на хемей.
“Есть люди, которые не соблюдают технику исполнения горлового пения. Из-за этого может сильно подняться кровяное давление. Поэтому при исполнении надо придерживаться правил и не давить на артикуляционный аппарат”, — поделился он с корреспондентом ЯСИА.
По его словам, у их народа есть традиция: поскольку напряжение от пения неблагоприятно влияет на хрупкое тело женщины, им запрещено такое пение.
“Этот обычай, к сожалению, сейчас не соблюдается. Многие женщины Тувы поют, есть целые ансамбли, исполняющие горловое пение. Но я думаю, мы должны придерживаться традиций и обычаев, переданных нам предками и перенесенных сквозь века”, — говорит Ховалыг Хеймер-оол.
Исполнитель горлового пения показал народные инструменты тошбулуур, игил, игрушку хирлэ, которая схожа со старинной якутской игрушкой “күүгүнүүр». Также он вручил благодарственное письмо от министра культуры Тувы Музею хомуса.
Завораживающе исполнили композиции на хомусе якутская студентка Алена Абрамова и сотрудник музея Аркадий Егоров.