Заметки члена жюри театрального фестиваля «Сата»

569

Своими личными заметками о работе IX Республиканского театрального фестиваля «Сата», который прошел в городе Нюрба с 27-го по 30-е марта, с нашим информационным агентством поделился член жюри фестиваля режиссёр кино и театра Алексей Амбросьев – младший.


…Каким-то невероятным образом я оказался в составе жюри фестиваля. Хотя, на самом деле, я приехал вручать специальную премию имени нашей матери Амбросьевой Анастасии Николаевны – «Театр и Мир», и должен был, между делом, показать свой фильм «Муммуттар», но дирекция фестиваля решила и меня включить в экспертный совет.

…Резко оказался по ту сторону баррикад. До этого на последних двух «Сата» я участвовал как конкурсант. И оказался в очень интересном парадоксальном положении – в конкурсе участвовал мой учитель Сергей Потапов, друзья и коллеги Динислам Тутаев и Александр Иванов, на лучшую мужскую роль был номинирован мой однокурсник Валентин Макаров, ну и мирнинский и нюрбинский театры, в которых я работал.

Поэтому со всех сторон я оказался лицом «заинтересованным». В свою новую роль я вошел довольно быстро. Благо от меня требовалось только сидеть на обсуждениях с серьезным видом и поддакивать критикам. Кроме шуток, для меня это был очень интересный и полезный опыт. Когда еще предстоит такая честь – неизвестно. Не завидую критикам. Это колоссальная и трудоемкая работа, вытягивающая из тебя все душевные силы. Зачастую приходиться смотреть несколько спектаклей за день и ночью еще, и потом все это как-то грамотно, аналитически разобрать.

Критики все время получают плохую энергетику тихой ненависти от «жертв» разбора. А ведь эти люди отражают состояние эстетической мысли эпохи и, со своей стороны, способствует формированию различных театральных систем.

*  *  *

…Состав жюри оказался разношерстным и равноправным – два режиссера и два критика:

  • Председатель Банасюкевич Анна Вячеславовна, театральный критик, входящая в экспертный состав «Золотой маски»;
  • Титигиров Александр Васильевич, заслуженный деятель искусств РС(Я), главный режиссер Театра юного зрителя;
  • Попова Анна Никитична, театральный критик, заведующая литературной частью Саха театра, поэт;
  • Ну и я, режиссер и сценарист Алексей Амбросьев — мл. Приставка – младший, потому что меня часто путают с моим отцом – Сиэн Мунду.

*  *  *

…Нынешний «Сата» прошел под девизом «Сцена. Актеры. Творчество. Авангард». Не буду брать на себя ответственность критика и разбирать каждый спектакль, уверен, что этим займутся настоящие профессионалы. Лично для меня «Сата» самый близкий и родной фестиваль, потому что у его истоков стояла моя мать. Потому что здесь особый дух и уют. Самый олдскульный и человечный фест, который всегда дает дорогу молодым.

В фестивале участвовали семь спектаклей:

«Без вести пропавший» С. Ермолаев – Сиэн Ёкёр, реж. Динислам Тутаев. Нюрбинский театр;

«Песнь тундры», реж. А. Иванов. Нерюнгринский театр актера и куклы;

«Свадьба песня», реж. А. Свечников. Мирнинский театр;

«Шинель», реж. Ю. Макаров, Нюрбинский театр. Тут стоит заметить, что постановка по решению самого Макарова не была номинирована в конкурсе за лучшую режиссуру и за лучший спектакль;

«О5о тулаайах», реж. С. Потапов. Театр олонхо;

«Дальше будет новый день», реж. Р. Тартакынова. Нюрбинский театр;

«Уhуктуу», реж. С. Потапов. Саха театр.

 

Решением жюри 9-го Республиканского театрального фестиваля «САТА» определены следующие лауреаты:

«Лучшая женская роль» — Ирина Никифорова, роль Женщины в спектакле «Уhуктуу» (Саха Академический театр имени П.А. Ойунского);

«Лучшая мужская роль» — Петр Винокуров, роль Башмачкина в спектакле «Шинель» (Нюрбинский государственный передвижной драматический театр);

«Лучшая женская роль второго плана» — Людмила Васильева, роль Матери и Хозяйки – «Шинель» (Нюрбинский государственный передвижной драматический театр);

«Лучшая мужская роль второго плана» — на этом фестивале жюри решило не присуждать этот приз;

«Лучшая работа художника» — Оксана Адамова «Песнь тундры» (Нерюнгринский театр Актера и Куклы);

«Лучшая режиссерская работа» — Сергей Потапов «Уhуктуу» (Саха Академический театр имени П.А. Ойунского);

«Лучший спектакль» — Сергей Потапов «Уhуктуу» (Саха Академический театр имени П.А. Ойунского);

Спецприз жюри – «За роль Аанчык в спектакле «Без вести пропавший» — артистка НГПДТ Вера Лазарева;

Спецприз Жюри – «За сценографическое решение спектакля «Шинель» (НГПДТ) – Айыына Сергеева – Айыына Хаан.

Помимо этого Союз Театральных Деятелей РС(Я) вручили артистке НГПДТ Венере Никитиной за роль Портнихи в «Шинеле» и артисту САДТ им. П.А. Ойунского Макарову Валентину за роль Старика в «Уhуктуу» спецпризы в виде творческой командировки в Москву.

* * *

…Когда начинаешь искать и изучать журналистов, которым можно было бы вручить премию имени нашей матери, то неожиданно натыкаешься на то, что этих людей совсем нет. То есть они есть, но их очень мало. Именно тех журналистов, которые преданно и искренне болеют за театральное искусство. Тех журналистов, которые бы могли пожертвовать всю жизнь театру и освещать его не только в виде новостей с премьер, но и жить рядом с режиссерами, критиками, артистами, костюмерами. Ходить к ним в гости на чаек, ездить на дачу копать картошку по осени, по весне выезжать на шашлыки, т.е. быть хорошим другом театра.

Поэтому в этом году мы решили вручить нашу скромную премию Чусовской Валентине Александровне — человеку, связавшему свою судьбу с театром. Профессору АГИКИ, сценаристу, отличнику телевидения и радио СССР, заслуженному работнику культуры РФ, обладателю президентской награды – Знак отличия за вклад укрепления государственности, межнационального мира и согласия, за трудовые достижения и многолетнюю добросовестную работу.

Она много и преданно пишет про театр, да и про искусство вообще, публикуется в российских театральных журналах. У нее множество научных искусствоведческих работ и монографий. Именно она в свое время показала миру новый Саха Театр с его лидером Андреем Борисовым, моим мастером. И именно Валентина Александровна научила меня писать сценарии, и привила любовь к искусству как таковому. Поэтому я лично буду очень рад вручить ей эту награду.

Фестиваль закончился, театры разъехались. И когда я трясся на заднем сидении ПАЗика из Нюрбы до Якутска, во мне утвердилось стойкое желание на следующем «Сата» участвовать в конкурсе с новым спектаклем…