Россия ознакомила ООН с инновационной программой кочевых школ

276

Россия познакомила ООН с программой кочевых школ — инновационным методом получения образования, который позволяет обучать детей малых коренных народов, не вырывая их из семей и привычной среды обитания, тем самым оберегая от стресса.


Презентацию для участников 15-й сессии Постоянного форума по вопросам коренных народов провели глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов и заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Ирина Сидорова, передает ТАСС.

Как сообщил глава ФАДН, первая кочевая школа была создана в Якутии в 90-е годы XX века. По его словам, Республика Саха (Якутия) «является передовым регионом в распространении подобного опыта», его переняли не только российские регионы, в том числе Ямало-Ненецкий, Ханты- Мансийский автономные округа, Красноярский край, Амурская область, но и кочевые школы Скандинавии, Северной Америки и Африки.

Кочевая школа в Якутии
Кочевая школа в Якутии

По словам Баринова, в Якутии действуют более 10 кочевых школ в девяти улусах (районах), в которых обучается 121 школьник. Обучением детей постоянно занимаются 26 педагогов и воспитателей. «Важным преимуществом кочевой школы является предоставление ребенку возможности жить в привычных условиях, что облегчает адаптацию к образовательному процессу. Кроме того, сохраняется традиционное семейное воспитание», — указал Баринов.

В свою очередь Ирина Сидорова рассказала о применяемых в ЯНАО трех моделях образования кочевых народов: о школах в национальных поселках, в которых дети проживают 5 дней в неделю; стационарных, полностью оснащенных кочевых школах, развернутых на факториях (в местах, куда кочевники приезжают для пополнения запасов и получения медпомощи); «подлинно кочевом образовании». Последнее подразумевает, что учитель вместе с кочевниками путешествует от стойбища к стойбищу и помогает родителям обучать детей. «Иногда перемещение учителя за семьями составляет до 500 км. Мы выдаем экипировку, транспорт, чум и все необходимое для работы воспитателя», — заявила вице-губернатор.

По ее словам, параллельно существуют школы-интернаты, в которых государство обеспечивает детей питанием, одеждой и всем необходимым для учебы. Основная же цель кочевых школ — подготовить мальчиков и девочек к непривычным для них условиям. «Нам важно вывести из тени те семьи, в которых удерживают детей от школы как можно дольше. У нас это стало получаться в последние три года», — сказала она.

Участники встречи, в том числе представители коренных народов других регионов, остались под впечатлением от российской презентации, подчеркивая важность обмена опытом. В свою очередь представитель секретариата Постоянного форума по вопросам кочевых народов Жерве Нзоа заявил, что был «по-настоящему тронут презентацией». «Вот это — реальная работа. Я считаю, что очень полезно делиться таким опытом с коллегами, чтобы посмотреть, как мы можем использовать его для других народов», — сказал он.

По итогам заседания Игорь Баринов заявил журналистам, что Россия «будет рада, если этот опыт кому-то покажется интересным и его будут заимствовать». По его словам, сейчас ФАДН ставит задачей совместно с Министерством образования сделать практику кочевых школ «характерной для всех субъектов, где коренные малочисленные народы ведут кочевой образ жизни». «Это пока пилотный проект, но мы хотим сделать его полноценной программой», — сказал он.