Банки, как нам забрать свои деньги? В районах Якутии проблемы со снятием наличности

122

Проблема банковской доступности в отдаленных уголках нашей республики регулярно поднимается на ежегодных отчетах правительства, уверен, и на проходящих сейчас встречах населения с представителями власти эта тема прозвучит не раз. Постоянно обращается к этой теме и газета «Якутия», освещая на своих страницах наболевшие вопросы якутян, привлекая в качестве комментаторов банковских экспертов.


На этот раз вернуться к проблеме доступности банковских услуг нас подвигло очередное письмо, пришедшее на редакционную почту. Его автор, рассказывая о нехватке банкоматов и платежных терминалов в Усть-Нере Оймяконского района, бесконечных очередях клиентов, необустроенности офиса банка и кадровой чехарде с операционистами, не желающими работать в холоде за небольшую зарплату, буквально взывает: «Помогите нашему банку!» К слову, в редакцию пришла, строго говоря, копия письма, адресат которого – председатель правления Сбербанка Герман Греф.

Учитывая, что аналогичных жалоб накопилось достаточно, мы решили в рамках нашего спецпроекта организовать круглый стол в «Сахамедиа», на который пригласили представителей сразу двух якутских филиалов банков. Директор филиала АО «Россельхозбанк» Василий Тимофеев, начальник Управления продаж и обслуживания ЯО ПАО «Сбербанк» Николай Иванчиков, а также руководитель пресс-службы этого банка Жанна Никонова не только с готовностью ответили на накопившиеся вопросы наших читателей, но и в отдельно взятых случаях пообещали принять неотложные меры.

Оймяконью – дополнительную «зону 24»!

Редактор газеты «Северная заря» Оймяконского района Анна Галузо сообщила о том, что оймяконцы не удовлетворены деятельностью филиала «Сбербанка». В частности, из семи поселений банкоматами обеспечены всего два — поселок Усть-Нера и село Томтор. В остальных пяти банкоматы отсутствуют. В связи с этим, чтобы снять наличные, жители вынуждены ездить за сотни километров. Когда же банкоматы в Усть-Нере и Томторе выходят из строя, то приходится ждать специалиста-ремо нтника из Якутска. Кроме того, не хватает операционистов, они не успевают обслуживать население.

Николай Иванчиков: «В настоящее время в Усть-Нере функционирует пять банкоматов и информационно-пл атежных терминалов (ИПТ). Нами постоянно ведутся работы по совершенствовани ю доступности банковских услуг. Так, сейчас рассматривается вопрос об организации в Оймяконском районе дополнительной «зоны 24» с круглосуточной работой банкомата и платежного терминала. Штат филиала укомплектован в соответствии со штатным расписанием, это шесть человек, когда же возникают форс-мажорные обстоятельства (больничные, отпуска и т.д.), то отправляем специалистов из Якутска. В случае увеличения нагрузки будет рассмотрен вопрос о расширении штата филиала».

Верхоянье: наладится связь – наладится банковское обслуживание

«Сложная ситуация в Верхоянском районе, — поведала жительница Батагая Майя Горохова. — Представьте себе очереди держателей карт, когда ломается единственный банкомат. Людям приходится обращаться к операционистам, а те только по паспорту принимают. Зачем тогда переводить «зарплатников» на банковские карты? Было бы проще с нормальным интернетом совершать операции через «сбербанк-онлайн ». Так ведь и этого нет! В деревнях о таком «чуде», как расчет картой, даже не мечтают. При всем этом руководство «Сбербанка» не видит необходимости в открытии дополнительного офиса».

Николай Иванчиков: «Дело в том, что работа банкоматов и платеж посредством смартфона через программу «Сбербанк-онлайн » базируются на инфраструктуре связи. В отдаленных поселениях качество связи не позволяет достаточно быстро обслуживать клиентов, как, скажем, в Якутске. Если связи в населенных пунктах нет либо она некачественная, то это вопрос не к Сбербанку, а к органам власти и профильным компаниям.

Мы также заинтересованы в развитии связи, чтобы реализовывать наши инструменты безналичной оплаты и чтобы наши услуги были доступны в любой точке республики. Что касается открытия дополнительных офисов в районах, то в планах «Сбербанка» этого нет, но и сокращать их также никто не собирается. В то же время будет налажен процесс по автоматизации работы всех филиалов. Так, в этом году 17 филиалов в районах будет автоматизировано».

«Мы пользуемся той инфраструктурой связи, которая есть в наличии и не можем диктовать условия компаниям, обеспечивающим ее в районах, —дополнил ответ своего коллеги Василий Тимофеев. — Банки не могут влиять на эти компании, не имеют с ними общих проектов за исключением разовых мероприятий».

По поводу допофисов в районах, Василий Васильевич пояснил, что на сегодняшний день в крупных райцентрах действуют 14 офисов «Россельхозбанка ». При этом стратегией развития акционерного общества предусмотрено сохранение уже существующих офисов, а открытие дополнительных не предусмотрено.

Олекминск и Хонуу просят банкоматы

«Терминалы в Олекминске есть только в единственном офисе «Сбербанка», и они периодически ломаются. Большинство олекминцев получают зарплату именно через «Сбербанк», поэтому иногда ситуация выходит из-под контроля. Раньше терминалы стояли еще в двух магазинах, но их убрали, как нам объяснили, по причине того, что нет инкассаторской службы. Собирается ли «Сбербанк» решать эту проблему?» — спрашивала Дария Тимофеева.

Николай Иванчиков: «Сокращение сети банкоматов, которое имело место в 2015 году, было связано с тем, что во многих населенных пунктах, в том числе и в Олекминске, были закрыты подразделения вневедомственной охраны. В отсутствии охраны ни один банк не может ставить дорогостоящую технику в магазины и загружать в нее огромные суммы наличных. Тем не менее работы по совершенствовани ю деятельности филиала ведутся и, думаю, в дальнейшем проблем не возникнет».

Жанна Никонова: «Сейчас мы активно ищем на местах службы, которые могли бы обеспечивать охрану банкоматов, а также работников банка, осуществляющих загрузку и выгрузку наличных денег. В случае, если найдутся ЧОПы, отвечающие нашим требованиям, мы с радостью возобновим деятельность терминалов и банкоматов».

Решим проблему сообща

На вопрос журналиста «Якутии», как они сами оценивают деятельность филиалов в районах, приглашенные эксперты ответили без заминок.

Василий Тимофеев: «Считаю, что по линии «Россельхозбанка » особых проблем нет. Мы удовлетворяем потребности клиентов и в кредитах, и в депозитах, и в получении зарплаты. Конечно, филиалы банка присутствуют не во всех районах республики, но там, где есть, они будут сохранены, а их деятельность будет совершенствоваться».

Николай Иванчиков: «Сбербанк» — единственный в стране, который осуществляет социальную миссию, призванную обеспечить доступность банковских услуг в самых труднодоступных районах. Поэтому если в работе филиалов возникают недочеты, мы стремимся оперативно их устранять».

Жанна Никонова: «В некоторых селах по сей день нет интернета и жители не имеют возможности пользоваться он-лайн сервисами банков. Как социально ответственная организация, «Сбербанк» это понимает и ищет альтернативные пути решения проблемы. Однако необходима поддержка госорганов и телекоммуникацио нных компаний. Только во взаимодействии с ними мы сможем полностью решить вопрос банковской доступности в отдаленных районах».